Программа по логопедическому сопровождению младших школьников













ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации 1 год
ФИО автора-составителя: учитель начальных классов Е.В.Сереброва





















Санкт-Петербург

2008

Информационная карта.


1. Ф. И.О. педагога
Сереброва Е. В.

2. Название программы
Сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку.

3. Вид программы (авторская, типовая, экспериментальная )
Экспериментальная

4. Продолжительность освоения программы
1 год

5. Возрастной диапазон освоения программы
Младший школьный возраст (7-11 лет)

6. Образовательная область
Сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку

7. Уровень освоения
Общекультурный

8. Форма организации образовательного процесса
Групповая









Пояснительная записка.

Программа по сопровождению детей с проблемами в обучении русскому языку рассчитана на учащихся начальных классов (7-11 лет) на 1 год обучения.
Дети, испытывающие трудности при усвоении программы по русскому языку, как правило, страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. У них наблюдается также недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля.
Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к неуспеваемости. Поэтому таким детям необходимо оказывать помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.
Программа по сопровождению детей с проблемами в обучении русскому языку представляет собой целенаправленную логопедическую работу по устранению у учащихся младших классов отклонений в речевом развитии. Одним из важных моментов успешности осуществления этой работы является согласование её с содержанием учебной программы по русскому языку. Учёт уровня программных требований, согласование содержания занятий с каждым учителем начальной школы позволит добиваться более высоких результатов в работе.
Работа по программе проводится во взаимодействии с классными руководителями учащихся.
Программа по сопровождению детей с проблемами в обучении русскому языку непосредственно связана с задачами и целями основного развития и образования детей младшего школьного возраста.
Набор в группы происходит в сентябре на основании пожеланий родителей, рекомендациям классных руководителей. Каждый ребёнок проходит диагностическое обследование речи.
Группы формируются по возрасту учащихся: 7-8 лет(1 класс);8-9 лет(2 класс);9-10 лет(3 класс); 10-11 лет(4 класс).
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 35 минут для 1класса; по 45 минут для остальных групп.
Условия реализации программы:
- программа реализуется на платной основе;
- программа рассчитана на проведение занятий для учащихся 1 классов с октября по апрель 1раз в неделю; для остальных групп с октября по май 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий:
- диагностическое обследование;
-учебное занятие;
-игровое занятие;
-контрольное занятие.
Основные методы работы:
- практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- словесные.
Цель программы:
- обеспечить сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку.





Задачи обучения:
1. Обучающие:
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Формирование звукового анализа.
2.Развивающие:
Развитие фонематических процессов.
Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3.Воспитательные:
Воспитание волевых качеств;
Воспитание ответственности;
Воспитание уважительного отношения друг к другу.
4. Коррекционные:
Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
Коррекция звукопроизношения.




















Содержание разделов программы по классам.
Программа состоит из нескольких разделов, по которым осуществляется планирование работы:
Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
Коррекция звукопроизношения.
Особое внимание уделяется работе с учащимися первых классов (7-8 лет), так как одной из основных задач программы является предупреждение неуспеваемости. Чем раньше будет начато коррекционное обучение (своевременная и целенаправленная подготовка детей к обучению грамоте), тем выше будет его результат.
Комплекс упражнений разработан с учётом речевых, двигательных и возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на проведение занятий в группах 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе(7-8 лет); по 45минут во 2-4 классах(8-11 лет).
Работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 1-х классов (7-8 лет).
Развитие фонетико-фонематических процессов.
1.1. Коррекция звукопроизношения.
1.2.Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
1.3.Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:
выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): бп; вф; гкх; сш; зж; сз; сц; шж; цч; чц; чть;
выделение и дифференцирование звуков: п-б; т-д; р-л.
1.4.Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда: а о у э ы и / я ё ю я
1.5.Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.
1.6. Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:
слоговой анализ синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов;
чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;
помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 60 слов в 1 минуту).
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д ,У-Ч, и-у), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв ( о-а, н-ю, л-я, а-д, х-ж, ш-щ). Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работы с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (23 минуты), далее дети, смешивающие буквы по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.
2. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
2.1.Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными;
глаголами;
именами прилагательными;
наречиями.
Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.
Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
Работа над формированием грамматического строя речи:
упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.
2.5.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2-4-х классов (8-11 лет).
3.1.Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов;
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь).
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные ф-в; п-б; т-д; т'-д'; с-з; к-г; ш-ж;
оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с'-щ'; р-л; р'-л'; г-к-х; с-ц; ч-т';
ч-щ'; ц-ч.
3.2.Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова).
Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова.
Сложные слова.
Приставка.
Суффикс.
3.3.Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение.
Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Проверочные задания.
Предлоги.
Приставки.
3.4.Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; о-а; п-т; ц-щ; и-ш; У-Ч; л-м.

Коррекция звукопроизношения. Автоматизация звуков в связной речи (тексты, стихи), в самостоятельной речи.









Программа предполагает следующие результаты работы:
-Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
-Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. -Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
-Развитие мелкой моторики
-Развитие артикуляционной моторики.
-Развитие зрительной памяти и внимания.
-Развитие пространственных представлений и ориентации.
-Развитие слухового внимания и памяти.
-Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи (обогащение и активизация словаря, сформированность грамматического строя речи, систематизация знаний о способах словообразования ).
Поскольку работа с учащимися, имеющими проблемы в обучении русскому языку, направлена на создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе на уроках, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы. Это значит уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развёрнутое высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т. д.
Формы проверки результатов:
- диагностика;
- контрольные работы;
- творческие работы;
- наблюдения;
- открытые занятия для родителей.


















































Учебно-тематическое планирование по программе «Сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку».

Планирование составлено с учётом возрастных особенностей детей.

Учащиеся 7-8 лет (1класс)
№ п/п
Темы разделов
Количество
часов

1.
Первичная диагностика.
1

2.
Звуки и буквы (гласные и согласные).
1

3.
Фонематический анализ и синтез слов: простые формы звуко-буквенного анализа и синтеза; сложные формы звуко-буквенного анализа и синтеза.
5

4.
Обозначение мягкости согласных на письме: посредством гласных второго ряда; посредством буквы ь.
3

5.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: парные звонкие и глухие согласные; оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных.
3

6.
Уточнение и расширение словарного запаса (синонимы, антонимы).
2

7.
Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов; деление слов на слоги; анализ и синтез слов,полученных путём перестановки слогов; работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.
5

8.
Ударение в слове.
3

9.
Работа со слогоритмическими схемами слов.
2

10.
Безударные гласные.
2

11.
Итоговая диагностика.
1

Всего 28 часов.




Учебно-тематическое планирование по программе «Сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку».

Планирование составлено с учётом возрастных особенностей детей.

Учащиеся 8-9лет (2 класс).
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов

1.
Первичная диагностика.
1

2.
Гласные звуки и буквы.
1

3.
Согласные звуки и буквы. Фонематическое восприятие.
1

4.
Слог. Слоговой анализ и синтез слов.
2

5.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
3

6.
Ударение в слове. Ударный слог.
2

7.
Дифференциация гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
1

8.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Дифференциация А-Я.
1

9.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы О-Ё. Дифференциация в слогах, словах, предложении, тексте.
1

10.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы У-Ю. Дифференциация в слогах, словах, предложении, тексте.
1

11.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы Ы-И. Дифференциация в слогах, словах, предложении, тексте. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

12.
Буквы О-А. Дифференциация в слогах, словах, предложении, тексте. Фонематическое и оптическое восприятие.
2

13.
Буквы И-У. Дифференциация в слогах, словах, предложении, тексте. Фонематическое и оптическое восприятие.
2

14.
Звук и буква П. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

15.
Звук и буква Б. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

16.
Дифференциация П-Б (акустическая).
1

17.
Звук и буква Т. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

18.
Звук и буква Д. Фонематическое и оптическое восприятие.
1


19.
Дифференциация Т-Д (акустическая).
1

20.
Дифференциация П-Т (оптическая).
1

21.
Дифференциация Б-Д (оптическая).
1

22.
Звук и буква Ш. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

23.
Звук и буква Щ. Фонематическое и оптическое восприятие.
1

24.
Дифференциация Ш-Щ (акустическая и оптическая).
2

25.
Итоговая диагностика.
1

Всего 32 часа.


















Учебно-тематическое планирование по программе «Сопровождение детей с проблемами в обучении русскому языку».

Планирование составлено с учётом возрастных особенностей детей.

Учащиеся 9-11 лет (3-4 класс).

п/п
Тема занятия
Количество часов

1.
Первичная диагностика.
1

2.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
3

3.
Имя существительное (число, род). Формирование семантических полей слов, обозначающих предмет.
2

4.
Глагол (изменение по числам, временам). Формирование семантических полей слов, обозначающих действие предмета.
2

5.
Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета.
1

6.
Имя прилагательное (число, род). Формирование семантических полей слов, обозначающих признак предмета.
2

7.
Дифференциация слов, обозначающих предмет и признак предмета.
1

8.
Дифференциация слов, обозначающих действие предмета и признак предмета.
1

9.
Уточнение конкретно-пространственного значения предлогов.
1

10.
Уточнение и расширение словарного запаса: синонимы.
1

11.
Уточнение и расширение словарного запаса: антонимы.
1

12.
Уточнение и расширение словарного запаса: омонимы.
1

13.
Уточнение и расширение словарного запаса: многозначные слова.
1

14.
Семантическая роль корня. Родственные слова.
1

15.
Слово и его формы (различные словоформы частей речи).
3

16.
Словообразование (приставка, суффикс).
2

17.
Морфемный анализ и синтез слов.
1

18.
Предложение.
1

19.
Выделение грамматических границ предложения в сплошном тексте.
1

20.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения.
1

21.
Распространение предложений.
1

22.
Порядок слов в предложении. Восстановление деформированных предложений.
1

23.
Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов.
1

24.
Итоговая диагностика.
1

Всего 32 часа.


Методическое обеспечение:
- Пособия для логопедов (см список литературы).
- Наглядные пособия (серии сюжетных картинок, карточки для составления схем предложений, картинки-схемы по семантике слов, предметные картинки, карточки для звукового анализа, игрушки).

Материально-техническое обеспечение:
- занятия проводятся в учебном кабинете (классная комната);
- столы и стулья соответствуют росту детей;
- магнитофон, видеотехника.
Для каждого ребёнка индивидуально:
- зеркальца;
- альбом;
- тетрадь;
- ручка, простой карандаш, цветные карандаши;
- карточки для звуковых и синтаксических схем.













Список используемой литературы

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «ГИЦ Владос», 2003.
Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2003.
Кукушин В. С. Логопедия в школе: Практический опыт. – М.: ИКЦ «Март», 2004.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - С-Пб.: Издательство «Союз», 2003.
Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – С-Пб.: «Стройлеспечать», 1996.
Программы начальной школы: Русский язык. Журова Л. Е.(1 кл.), Иванов С. В. (2-4 кл.); Литературное чтение. Ефросинина Л. А.; Математика. Рудницкая В. Н.; Окружающий мир. Виноградова Н. Ф.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб.: «Лань», 1996.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо. О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито-Центр», 1996.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи. – М.: «Просвещение», 2000.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15