Рабочая программа по логопедическому курсу занятий во 2 классах. ФФНР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей №1 п. Добринка

Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
методического совета директора лицея №1
от _________ №__ от _______ № ____









Рабочая программа

по логопедическому курсу занятий
во 2 классах



























п.Добринка
2014 г.

Оглавление
1.Пояснительная записка..3-4

2.Содержание рабочей программы .6

3.Требования к уровню подготовки обучающихся 7-8
4.Литература и средства обучения9
5.Приложение (календарно-тематический план).10-11


























Пояснительная записка
Среди учащихся нашей школы самую многочисленную группу составляют дети, нарушения чтения и письма которых обусловленные недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у детей фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв.
Имеют место в школе и учащиеся, чьи нарушения чтения и письма, обусловленны несформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Но чаще всего у учащихся встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.

Рабочая программа по устранению дисгафии у учащихся создана на основе методических разработок:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с
недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
5. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Цель программы – создать условия для профилактики и коррекции дисграфии у учащихся начальных классов и устранить нарушения письменной речи у учащихся.

Задачи:
ликвидировать проявления в речевой патологии;
создать условия для приобретения учащимися знаний, умений,
навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку;
формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового
анализа и синтеза;
совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
развивать связную речь;
формировать пространственно-временные представления и понятия;
развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;
совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и
кистей;
оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и
чтения с учетом индивидуальных особенностей;
создавать базу для успешного овладения орфографическими
навыками;
отобрать наиболее эффективную систему логопедических упражнений
по исправлению дисграфий у учащихся;
воспитание языкового чутья, любви к родной речи, к письму и
чтению.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Ведущие принципы программы:
Этиопатогенетический.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому учащемуся.
Принцип системности, поэтапности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, рассматривающий психолого-педагогическое изучение и учет личностных особенностей ребенка.
Принцип творческого самовыражения, способствующий активно реализовать любые качества учащегося.
Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
Принцип систематического контроля автоматизации навыков.
Принцип максимального использования игровых методов обучения.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.

Вся рабочая программа рассчитана примерно на 60 - 80 часов (2 ч. в неделю, 1- 1.5 г. обучения).
Количество часов в рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести речевого дефекта и степени усвоения материала учащимися.
Количество часов в неделю: 2.
Приоритетной формой работы являются групповые занятия, продолжительностью 40 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Формы организации деятельности учащихся :
групповая;
работа в парах;
индивидуальная.

Ведущая технология ,её цели и задачи:
Используется технология коррекционно развивающего обучения ,целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи.






































Содержание программы
I этап – подготовительный . Работа на этом этапе начинается со второй середины сентября и составляет примерно 20-25 занятий.
Цели и задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие слуховых дифференцировок.
Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Знакомство с новым учебным предметом «Грамота». Речь. Предложение. Границы предложения. Виды предложений. Языковой анализ предложений. Восстановление деформированных предложений. Развитие слухового внимания. Слово. Выделение слов в предложении. Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов. Ударение. Слоговой анализ и синтез слов. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные в корне слова Проверка безударных гласных.
II этап – основной. Продолжается с ноября по май и составляет примерно 30-35 часов.
Цели и задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация
оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Дифференциация гласных I-II ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слов. Разделительный мягкий знак. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, твердости- мягкости. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова и их проверка. Фонетический разбор слов. Работа с деформированными предложениями, текстами. Дифференциация оптически и кинетически смешиваемых букв.
III этап – заключительный. Работа на данном этапе состоит из 5-7 часов и проводится в апреле- мае.
Цели и задачи:
Закрепление полученных знаний.
Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Формирование практических представлений о тексте.
Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
Проверка эффективности коррекционно-логопедической работы.






Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и уметь:
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
Вычленять звуки и слова, проводить анализ артикуляции. Знать названия
букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов). Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком. Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки парных согласных на конце слова. Выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах.
Лексико-грамматический строй речи:
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам.
Активизировать усвоенный словарь через речевую практику. Употреблять в речи усвоенную терминологию. Объяснять лексическое значение слов. Подбирать синонимы и антонимы, расширять поля родственных слов. Владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги и приставки.
Работа над предложением и связной речью:
Понимать роль предложений в общении. Правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в начале, точка – в конце). Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Проводить анализ предложений и составлять модель предложения. Выделять логическое ударение в предложении. Уметь распространять предложение по модели и вопросам. Восстанавливать деформированные предложения и тексты. Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям. Распознавать текст – описание, рассуждение, повествование. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Передавать содержание текста по вопросам, устанавливать связь между частями текста. Пересказывать текст по плану. Писать изложение текста по частям по плану. Составлять связный рассказ на близкую тему по плану (устно и письменно). Записывать рассказ по личным наблюдениям, заданной теме ( с помощью педагога и предварительной подготовки).
Неречевые процессы:
Четко знать, определять и называть временные и пространственные
представления. Работать вдумчиво, точно; уметь распределять внимание. Анализировать, сравнивать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать, рассуждать и доказывать. Запоминать и передавать информацию. Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять познавательные интересы и творческие способности.
Развитие общеучебных умений и навыков:
Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по
ее выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог с учителем и учащимися. Отвечать на вопросы полным предложением. Работать в группе, в парах. Уметь исправлять чужие ошибки. Давать объяснение, рассуждать и последовательно доказывать.









































Литература и средства обучения


Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у
младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д.; СПб., 2004.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Городилова В.И. Чтение и письмо. М.; Просвещение, 1985.
Гаврина С.И. Слова и предложения. Ярославль. 2002.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. М.;
Просвещение. 2002.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.;
Просвещение. 1997.
Леонович Е.Н. В мире языка и речи. - М.; Просвещение. 2004.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма. СПб., 1996.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками
речи. М.; АПН РСФСР. 1957.
12.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
13. Шульга, М.М. Читай, играй, рисуй. – М. Просвещение. 2005.
14.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984











Календарно-тематический план логопедической работы по
преодолению нарушений чтения и письма, обусловленного НВОНР (ОНР III ур.)
во 2 классе (2 раза в неделю) на 2014__- 2015__ у.г.


Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Дата
фактически

1.
Организационное занятие.Звук. Буква. Гласные – согласные звуки.
2



2.
Гласные звуки и буквы
2



3.
Согласные звуки и буквы
2



4.
Сложные формы звукового анализа


2








5.
Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась».

1



6.
Звуковой анализ двухсложных слов с опорой на цифровой ряд
1



7.
Формирование навыков фонематического синтеза, составление схем слов.
2



8.
Закрепление функций проведения сложного фонематического анализа.
1



9.
Диктант
1



10 .
Слог. Слоговой анализ и синтез.
3




11
Ударение в слове.
2




12
Ударение в слове..Ударные и безударные гласные.
3-5



13
Тест по теме «Ударение в слове».
1



14
Слово. Словосочетание.
2



15
Предложение. Текст.
3



16
Диктант
1



17
Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях.
1



18
Дифференциация гласных А-Я в предложениях, текстах.
1



19
Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях.
1



20
Дифференциация гласных У-Ю в предложениях, текстах.
1



21.
Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях.
1



22.
Дифференциация гласных О-Ё в предложениях, текстах.
1



23.
Дифференциация гласных Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях.
1



23.
Дифференциация гласных Ы-И в предложениях, текстах.
1



25.
Дифференциация гласных Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях.
1



26.
Дифференциация гласных Э-Е в предложениях, текстах.
1



27
Диктант
1



28
Мягкий знак в середине слова.

3



29.
Разделительный мягкий знак.
3



30.
Проверочная работа

1



31.
Звонкие и глухие согласные
4



32.
Оглушение звонких согласных
3



33
Диктант.
1



34
Работа над ошибками.
1



35
Повторение пройденного. Работа по диагностическим карточкам.
3












13PAGE 15


13PAGE 14715




15