Рабочая программа объединения Интеллектика первого года обучения для детей 8-10 лет


Рассмотрена Согласовано Утверждена
На заседании МС Заместитель руководителя Приказом МБОУ ДОД
МБОУ ДОД по УВР МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ
Протокол № ____от __________________ № ________от«___»______201_г. «___»______201_г. «___»_____201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
Молозиной Любови Сергеевны
«ИНТЕЛЛЕКТИКА»
Салават
2014- 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на детей первого года обучения объединения «Интеллектика», является модифицированной и относится к естественнонаучной направленности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 144 часа в год.
Программа включает 5 разделов: «Восприятие информации человеком», «Развитие логического мышления», « Внимание и память человека», «Развитие творческого воображения».
Актуальность. Новизна.
Обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, данная программа составлена для детей без отклонения в развитии. Одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как “сплав” взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала. Новизной является и включение в содержание программы раздела, посвященного и знакомству с основными понятиями ТРИЗ.
Цель и задачи
Основная цель программы: формирование обучающегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Обучающая:
Познакомить детей с начальными элементами научной картины мира, начальными знаниями об обществе и месте ребенка в нем.
Познакомить детей с предметом логики и основными терминами: понятие, причина, следствие, анализ, синтез, структура.
Изучить с детьми приемы развития ассоциативного мышления и приемы фантазирования, использующие ассоциации.
Развивающая:
развивать:
мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);
воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), творческое);
внимание (произвольное и непроизвольное);
память (произвольную, механическую, логическую, непроизвольную, оперативную, промежуточную),
гибкость мысли, быстроту и критичность ума;
мотивацию к познанию окружающего мира.
Воспитывающая:
прививать навыки культурного поведения;
помочь обучающимся в овладении элементами самовоспитания.
Формы организации занятий:
учебное занятие;
экскурсии;
организация праздников;
театрализованное занятие;
участие в выставках и конкурсах различного уровня;
участие в воспитательных мероприятиях МБОУ ДОД “ЦД(Ю)ТТ”.
Должны уметь:
находить сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению
вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;
уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию;
научиться элементам анализа: выявление связей между явлениями и понятиями: противоположность, часть и целое.
запоминать и воспроизводить смысл, существо материала, доказательство, аргументацию;
преодолевать инерцию мышления;
придумывать сказки, используя изученные приемы.
Прогнозируемый результат
Одним из важных конкретных результатов является развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа, под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон, свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессов синтеза. А так же должны овладеть культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения, выработать потребность и ценность к труду.
Формы подведения итогов
При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся, тестирование психологических процессов у ребят.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов
и тем Всего часов
Количество часов
Теоретические практические
1. Введение. ТБ. 2 2 Контрольно диагностическое занятие. 2 2 2. Восприятие информации человеком. 16 8 8
1 Чувства и органы чувств человека. 2 2 2 Восприятие информации с помощью зрения 2 2 3 Восприятие информации с помощью слуха 2 2 4 Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений 2 2 5 Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств. 4 4
6 Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств 2 2
7 Контрольно- диагностическое занятие. 2 2
3. Развитие логического мышления 22 14 8
1. Понятие – исходная форма мысли 2 2 2 Свойства и признаки предметов (объектов). 4 2 2
3 Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства 2 2 4 Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов. 4 2 2
5 Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению 2 2 6 Сравнение предметов.
4 2 2
7 Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок 2 2 8 Контрольно- диагностическое занятие. 2 2
4 Внимание и память человека 8 2 6
1 Внимание и память человека 2 2 2 Упражнения на развитие внимания и памяти. 2 2
4 Игры на развитие внимания и памяти. 2 2
5 Контрольно- диагностическое занятие. 2 2
5 Развитие творческого воображения 20 16 4
1 Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование. 2 2 2 Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. 2 2 3 Приемы фантазирования: «оживление» 2 2 4 Приемы фантазирования: «увеличение-уменьшение» 2 2 5 Приемы использования приемов в сказках. 2 2 6 «Живые» буквы, слова, понятия. 2 2 7 «Звуковая клякса» 2 2 8 Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». 2 2
9 Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. 2 2
10 Контрольно-диагностическое занятие. 2 2
6 Итоговое занятие. Контрольная диагностика.
2 2
ИТОГО 72 44 28
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение. ТБ.
Организационные вопросы. Режим занятий. Правила поведения на занятиях объединения «Интеллектика». Контрольно - диагностическое занятие.
2. Восприятие информации человеком.
Чувства и органы чувств человека. Восприятие информации с помощью зрения. Восприятие информации с помощью слуха. Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств. Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств. Контрольно- диагностическое занятие.
3. Развитие логического мышления.
Понятие – исходная форма мысли. Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов. Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов. Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок. Контрольно- диагностическое занятие.
4. Внимание и память человека.
Внимание и память человека. Упражнения на развитие внимания и памяти. Игры на развитие внимания и памяти. Контрольно- диагностическое занятие.
Приложение 1.
5. Развитие творческого воображения.
Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. Приемы фантазирования: «оживление», «увеличение-уменьшение». Приемы использования приемов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия. «Звуковая клякса». Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. Контрольно-диагностическое занятие.
6. Итоговое занятие. Контрольная диагностика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения:
словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог;
наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.; практические - решение творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.;
репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам;
проблемно-поисковые - изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач, индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающихся; игровые.
Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, имитационные игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д. Творческие мастерские.
Методы воспитания:
беседы
метод примера
педагогическое требование
создание воспитательных ситуаций
соревнование
поощрение
наблюдение
анкетирование
анализ результатов.
Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в конце каждой темы в процессе обучения, выставки, участие в конкурсах.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Литература
Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
Гин С. Мир логики. – М.: 2001
Гин С. Мир фантазии. – М.: 2002
Гин С. Мир человека. – М.: 2003
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1998
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993
Огородников В.П. Логика. – СПб., изд. « Питер», 2004
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov/page-3.html