Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу Умелые руки (3 класс)


Кружок «Умелые руки»
Художественно-эстетическое направление
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки » рассчитана на детей с 8 до10 лет.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Учащиеся знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Школьникам постоянно раскрываю возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.  Для передачи контура наиболее трудных фигур предлагаю использовать трафареты, вырезанные из плотной бумаги. Обведя фигуру по контуру на кальку, ребенок самостоятельно расчленяет ее на части, решая как дальше осуществить работу. Таким образом, дети практически воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы:
Развитие творческих способностей младших школьников, детского
сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный; метод проблемного изложения; частично- поисковый; практический. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа предназначена для обучающихся 3 класса и рассчитана на 1 год (1 час в неделю, всего 34 часа).
Ценностные ориентиры
Воспитание:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой и картоном, тканью, работа с природным материалом, бросовым, нитками и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции.
Учебно-тематический план

п./п. Тематический блок Количество
часов
1 Вводное занятие 1
2 Работа с природным материалом 4
3 Работа с бумагой
и картоном. 11
4 Работа
с тканью и нитками 3
5 Работа
с разным материалом 11
6 Работа
с пластилином 3
7 Итоговое занятие 1
Итого: 34
1. Вводное занятие(1ч)
Знакомство с содержанием курса «Умелые руки» и с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Работа с природными материалами(4ч)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Составление композиции (коллективная работа).
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
3.Работа с бумагой и картоном(11ч)
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги, работа в разных техниках: аппликация, оригами, мозаика, витраж, объемная игрушка на основе геометрической фигуры.
4.Работа с тканью и нитками(3ч)
Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой. Знакомство с тканью и нитками. Мягкая игрушка.
5.Работа с разным материалом(11ч)
Понятие о «бросовом материале», его виды.
Сбор бросового материала ( коробочки от спичек, яичная скорлупа, стаканчики из под йогурта.)
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Изготовление различных работ с использованием бросового материала по замыслу детей и педагога.
6. Работа с пластилином(3ч)
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.
7.Итоговое занятие(1ч)
Подведение итогов. Презентация и выставка работ. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Всего 34 часа (1 час в неделю)
№ Тема занятий Кол-во чассовДата
1 Вводное занятие .Инструктаж по технике безопасности 1 2 Работа с природным материалом 4 Экскурсия в природу. Соберём букет из
осенних листьев.
Аппликация «Осенний листопад»
Декоративная композиция «Осень»
Готовим поделки для выставки «Осенние
фантазии» 1
1
1
1 3 Работа с бумагой и картоном 11 Аппликация «Ёжик в лесу»
Открытка для мамы
Объёмный зайчик из полосок бумаги
Папье-маше «Стаканчик»
Аппикация «Снеговик»
Ёлочная гирлянда
Новогодние снежинки 2
1
1
3
1
2
1 4 Работа с тканью и нитками 3 Мягкая игрушка «Зайчик» 3 5 Работа с разным материалом 11 Квиллинг Цветы для мамы
Плетение из бисера .Василёк.
Мозаика .Бабочка
Пасхальное яйцо 3
2
3
2
1 6 Работа с пластилином 3 Фигурки сказочных героев
Композиция к сказке «Курочка ряба» 1
2 7 Итоговое занятие 1 Итого 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.     А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
2.     А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду»,
М.Просвещение, 1981г, 174с.
3.     Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
4.     Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
5.     Н.М.Конышева «Лепка в начальных классах»,
М.Просвещение, 1985г,78с.
6.     Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.