Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС


Тема занятий: «Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

Название УМК: «Школа России»
Задание 1.
Характеристика задания:
Класс: 4.
Тема: «8 Марта – праздник для мамы».
Планируемый результат: формирование ценностно-смысловых установок, навыков коммуникации, самоорганизации, развитие воображения, творческих способностей.
Умение: подготовить презентацию своего творчества, планировать и организовывать работу в соответствии с учебной задачей.
Уровень: базовый и повышенный.
Код задания: 4.
Условие: задание выполняется коллективно (разделитесь на две группы) с учетом умений, полученных на уроках технологии и ИЗО; требований к изделию (полезность, эстетичность, оригинальность); интересов мам и наличия необходимых материалов и инструментов. Для достижения повышенного уровня задания необходимо умение использовать современные технические средства при создании презентации.
Задание: через несколько дней наступит 8 Марта - Международный женский день. Необходимо изготовить своими руками для мам и бабушек красивые и полезные сувениры. Каждая из групп выступит на празднике с презентацией своих изделий (10 мин). Для этого нужно подготовить рассказ о совместно проделанной работе. Ко дню 8 Марта продумать слова, с которыми вручите свой сувенир маме.
Инструкция по выполнению задания: найдите и обсудите в группах возможные варианты изделий; обсудите и наметьте порядок работы; распределите обязанности в своей группе; изготовьте, украсьте свои изделия.
Для подготовки рассказа о совместно проделанной работе используйте опорные вопросы:
Как проходил поиск идеи? По каким критериям выбирали вариант изделия?
Какими источниками воспользовались?
Как распределяли обязанности?
Какие трудности возникали и как вы их преодолевали?
Пригодились ли навыки, полученные на уроках по разным предметам?
К кому обращались за помощью?
Удалось ли вашей группе достигнуть того результата, который вы планировали?
Источник: можно привлекать родителей, использовать возможности интернета, использовать дополнительную литературу по технологии и ИЗО.
Критерии оценивания задания:
- раскрытие темы в выступлении;
- соблюдение регламента (до 10 минут);
- изготовление сувениров;
- оригинальность поздравления;
- способность работать коллективно;
- творческий подход при создании презентации;
- грамотность и выразительность речи.
Критерии достижения базового уровня: ученики изготовили красивые и полезные сувениры своим мамам, но не смогли представить свои работы в виде презентации. Грамотно владеют речью.
Критерии достижения повышенного уровня: ученики полностью выполнили задание, в презентации показали слаженность и взаимопомощь при работе. Грамотно представили свои изделия..
Оригинально поздравили мам.
Время выполнения задания: 14 дней.
Методические комментарии: учителю следует продумать моменты «подстраховки» детей в целях предупреждения возможных стрессовых ситуаций у обучающихся (в случае полного провала проекта).


Название УМК: «Школа России»
Задание 2.
Класс: 4.
Тема: «Значение воды на Земле. Озера».
Характеристика задания:
Планируемый результат: формирование навыков коммуникации.
Умение: подготовить публичное выступление на заданную тему, работать с разными источниками информации (физическая карта России, текст учебника, Интернет-ресурсы).
Уровень: базовый и повышенный.
Код задания: 4.
Условие: знание карты России, использование современных технических средств при создании презентации. Задание выполняется с учетом знаний, полученных на уроках окружающего мира.
Задание: выбери на физической карте России озеро и подготовь о нем для одноклассников презентацию с выступлением (комментариями) на 10 минут.
Инструкция по выполнению задания: в сообщении покажи, в какой местности озеро расположено, в какой части России находится, взаимосвязь его с окружающей природой, какое значение имеет для человека. Закончи выступление выводом.
Источник: физическая карта России, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», энциклопедия «Озера России».
Критерии оценивания задания:
- раскрытие темы в выступлении;
- соблюдение регламента (до 10 минут);
- ориентирование по физической карте России;
- самостоятельность и оригинальность при создании презентации;
- грамотность и выразительность речи.
Критерий достижения базового уровня: в выступлении отражены не все особенности озер, нет вывода; выступление построено правильно.
Критерий достижения повышенного уровня: в выступлении отражены все особенности озер, сделан вывод; выступление логически правильно построено, речь грамотная.
Время выполнения задания: 7 дней.
Методические комментарии: во время публичного выступления ученик должен показать не только умение правильно строить высказывания, но и пользоваться физической картой.



Название УМК: «Школа России»
Задание 3.
Класс: 4.
Тема: «Творчество Э.Успенского».
Характеристика задания:
Планируемый результат: формирование навыков самоорганизации, коммуникации.
Умение: планировать и организовывать работу в соответствии с учебной задачей.
Уровень: базовый и повышенный.
Код задания: 4.

Условие: знание творчества Э.Успенского.
Задание: подготовить к празднику «Прощание с БУКВАРЕМ» выступление перед учащимися первого класса.
Инструкция по выполнению задания: выбери соответствующий материал о жизни писателя; подбери 2 – 3 рассказа (стихотворения); подготовь выступление на 10 минут; в ходе выступления ты должен заинтересовать детей, чтобы они захотели прочитать произведения Э.Успенского. Выступление должно соответствовать возрасту аудитории и раскрывать тему.
Источник: Интернет-ресурсы, книги Э.Успенского.
Критерии оценивания задания:
- сообщение соответствует возрасту аудитории;
- тема в выступлении раскрыта;
- соблюдение регламента (до 10 минут);
- грамотность и выразительность речи.
Критерий достижения базового уровня: уровень выполнения задания соответствует не менее чем двум критериям оценивания задания.
Критерий достижения повышенного уровня: уровень выполнения задания соответствует не менее чем трем критериям оценивания задания.
Время выполнения задания: 14 дней.
Методические комментарии: работа может быть выполнена как в группе, так и индивидуально. При групповой организации выполнения задания рекомендуется организовать обсуждение плана подготовки выступления и оценивание выполнения задания каждым участником группы.
15