Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий на уроках обществознания в 10 классе при изучении раздела «Политика»


Тема «Государство»Тип урока: изучение нового материала
Цель : усвоение учащимися понятия государство на новом уровне, организация информационного поиска учащимися, обобщение и расширение знаний об основном социальном институте политической сферы.
Оборудование: доступ в Интернет, раздаточный материал, справочная литература
Ход урока:
Актуализация:
-Что вам известно о государстве из курса истории и обществознания основной школы?
- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?
В целом, вопросы о государстве, его понятии, сущности роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.
Организация самостоятельной работы:
В истории политической мысли существует несколько концепций происхождения и сущности государства, познакомьтесь с ними , (стр.171 учебника, обратите внимание на раздаточный материал - таблицу «Теории происхождения государства»). Найдите информацию об авторах (работа в малых группах, краткое представление каждой из 5 групп теологической, классовой, патриархальной, договорной и теории насилия)
Есть ли что-то общее в этих концепциях?
Выделите основные признаки государства…
Один из учащихся фиксирует признаки на доске: территория (с населением), власть (органы управления и органы подавления) , закон (право), суверенитет (внешний – независимость, внутренний – верховенство власти)
Каковы функции государства? Приведите примеры осуществления функций (работа в малых группах, краткое представление каждой из 5групп политических, социальных, экономических, правоохранительных, национально-культурных функций. Один учащийся выступает с сообщением о внешних функциях государства (выполнял опережающее задание самостоятельно. Задание группам – показать реализацию внешних функций государства на новостийном обзоре текущей недели).Учитель о формах государства по государственно-территориальному устройству, форме правления, политическому режиму.
Задание группам – в справочном раздаточном материале (МахоткинА.В. Таблица с.218-222, Баранов П.А. с.143-149)найти конкретные примеры к различным формам государственного устройства
Типичная трудность в усвоении материала – различия парламентской и президентской республик, составьте таблицу сравнения по следующим критериям:
Как избирается президент?
Как формируется правительство?
Кому принадлежит ключевая роль в управлении государством?
Перед кем несет ответственность правительство?
Работа в малых группах с учебником (стр.174-175)
Понятия «правовое государство» и «социальное государство» отразить в виде знакового набора, фишбоуна или кластера.
Закрепление материала:
Представьте, что Вам предстоит провести урок по теме « Государство» в 8 классе, составьте план урока
Домашнее задание: параграф 20, задания 3-5.