Конспект урока по теме Дворцовые перевороты


Урок изучения нового материала на тему: Дворцовые перевороты.
Цели:
Выявить причины и сущность дворцовых переворотов
Познакомить учащихся с историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов
Продолжить формирование умений: сравнивать и анализировать исторические явления; работать с текстом учебника, историческими документами, схемой; выражать свою точку зрения по обозначенным вопросам.
План урока:
Причины и характер дворцовых переворотов.
Дворцовые перевороты. Порядок правления.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
На последних уроках мы с вами изучали большой и интересный раздел истории.
- Какой?
- эпоху Петра Великого.
-Сегодня мы переходим к изучению нового, еще более интересного раздела истории России.
Но прежде чем нам перейти к его изучению давайте вспомним немного тот период о котором мы говорили на предыдущих уроках. И для этого я хотела бы зачитать вам фрагмент документа.
«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года…В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься – в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело – быть царедворцем…Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I».
Ребята, вспомните пожалуйста, была ли подобная ситуация отсутствия наследника престола в российской истории? (СМУТА – после смерти сына Ивана Грозного Федора). Как она разрешилась?
А каким документом определялось престолонаследие в России в эпоху Петра Великого? (Указ о престолонаследии 1722 г.)
А в чем его суть? (Император оставлял за собой право передать трон тому, кого он сам выберет.)
Обратите внимание на генеалогическое древо династии Романовых в 18 веке и предположите, кто же мог наследовать Российский престол? СХЕМА.
Предположите, какая судьба теперь ждала наше государство, опять не имевшего  законного наследника престола?
А сейчас давайте обратимся к документу на ваших столах (читают вслух)
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти». С. Ф. Платонов
Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
- Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о периоде в истории России, который назывался «Дворцовые перевороты”.
- Эту тему вы изучали в 7-ом классе. И сейчас я бы хотела вам предложить следующую работу. На доске начерчена таблица, я предлагаю вам перенести ее в тетрадь.
Знаю Узнал Хочу узнать
- Вспомните что вы изучали ранее и запишите в первой колонке, что вы уже знаете о дворцовых переворотах?
- Заполняют, зачитывают.
-Давайте выясним, что же такое «дворцовые перевороты»?
Итак, дворцовые перевороты – это смена правителей на троне, которая совершалась дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Вспомните, пожалуйста, кто такие дворяне и кого называли гвардейцами?
- Дворяне – высшее российское сословие периода 17 века.
- Гвардейцы – отборная часть войска, созданная Петром 1 из своих «Потешных войск”.
За 37 лет с 1725 по 1762 на российском троне сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Так почему же это стало возможным?
- Давайте же мы с вами выясним причины Дворцовых переворотов.
Причины:
Конфликт Петра 1 и царевича Алексея, завершившегося гибелью наследника.
Изменение традиционной системы престолонаследия.
Появление дворянских группировок, борющихся за власть.
Усиление роли гвардии в госделах.
Чем же еще характерен период дворцовых переворотов, тем что рядом с каждым из правителей находился фаворит.
- Ребята, а кто же такие фавориты? ( придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.)
Таким образом, Петр 1 создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой – марионеткой в руках политических сил. 1725-1762 годы – время интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу российской империи на годы и десятилетия вперед. Всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. Тысячи людей ждали наступления утра нового царствования – они не были уверены в завтрашнем дне.
История – это люди, и сейчас настал момент знакомства с участниками дворцовых переворотов и будем составлять кластеры основных направлений политики каждого из правителей.
Знакомьтесь, Екатерина 1,
Екатерина I родилась в 1684 г. в семье литовского обывателя Самуила Скавронского и до принятия православия звалась Мартой Скавронской. Грамоте обучена не была. В ходе Северной войны Марта, находясь в шведском обозе, попала в русский плен и была взята в услужение Б. П. Шереметеву. Петр I, увидев ее у фаворита, взял к себе она стала фактической женой царя. После крещения получила имя Екатерины Алексеевны. Современники отмечали, что Екатерина обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное влияние на Петра I, была для него незаменимой и даже сопровождала в походах. В ее честь Петр учредил орден Святой Екатерины. У Екатерины I и Петра I родилось 11 детей. Екатерина I не отличалась аристократической изящностью, но была статной и хороша собой.
Умела быть обходительной и любезной с окружающими. После смерти Петра I она при поддержке гвардии и А.Д. Меншикова была возведена на престол. Фаворит императора, по сути, стал фактическим правителем России.
Итак, Екатерина Первая была первой правительницей эпохи Дворцовых переворотов. Чем же занималась Екатерина 1 и что было сделано нового в период ее правления.
Первый наш кластер будет посвящен ей.
Создание Верховного тайного совета ( 8 февраля 1726 года). Как совещательного органа при монархе.
Продолжение политики Петра 1.
Открытие Академии наук ( 1725)
Экспедиция Беринга на северо-восточную оконечность Азии.
Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. Вновь встал вопрос о престолонаследии. И Верховный тайный совет во главе с Меншиковым принял решение о том, что императором должен стать внук Петра 1 , Петр 2. Меншиков еще во времена правления Екатерины 1 начал сложную интригу в пользу великого князя Петра. Он рассчитывал выдать за него свою дочь и породниться с царским домом. Но надежды Меншикова не оправдались. Петр взойдя на престол отказался от своей невесты и отправил Меншикова вместе с семьей в ссылку в город Березов, где он вскоре и умер, оставив после себя церковь.
А сейчас немного о Петре 2.
Петр II родился в 1715 г., был сыном Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Христины-Софии, умершей через 10 дней после рождения сына. После казни отца остался сиротой. Его воспитанием занимался А.И. Остерман. Программа обучения включала в себя историю, географию, математику, языки, танцы, военное дело, закон Божий. Однако мальчик учился неохотно и плохо. И все свободное время проводил в празднетсвах. Петр II практически не интересовался ничем, кроме охоты. Правил он недолго и никаких важных событий за время его правления не произошло. Однажды, купаясь в проруби в крещение он сильно простудился, заболел оспой и умер . С его смертью прекратилась мужская ветвь рода Романовых.
Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальная власть оказалась в руках Верховного тайного совета. Но государству нужен был реальный правитель имеющий отношение к роду Романовых и внимание членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича(брата Петра 1) – Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского.
Итак в 1730 году на российский престол взошла Анна Иоановна.
Следующий наш кластер будет посвящен Анне Иоановне.
Кондиции – условия приглашения на престол, ограничивающие власть монарха.
Бироновщина - фаворит, без которого она не принимала государственных решений.
Изменение в структуре управления государством: упразднение верховного тайного совета(1730), создание кабинета министров (1731).
Отмена петровского указа о единонаследии (1730-1731).
С самого начала своего правления Анна Иоановна была обеспокоена проблемой престолонаследия. Ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана. Родня Петра была удалена от двора. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, который сразу был объявлен наследником престола. Его регентом был назначен Бирон. Но после смерти Анны Иоановны мать мальчика взяла бразды правления в свои руки и выслала Бирона из России. Итак к власти пришел трехмесячный малыш Иван 6 и его мать Анна Леопольдовна. Это был первый случай в истории России, когда на престоле был младенец.
Историки говорят, что он родился под несчастливой звездой. Правили они всего 1 год. Серьезных преобразований за время их правления не произошло и в результате очередного дворцового переворота они были свергнуты. Иван 6 был заточен в темницу и пробыл там до 21 года, затем в период правления Екатерины 2 при попытке его освободить он был убит. А его мать вместе со всей семьей была сослана в Сибирь, где и умерла.
А причиной всех этих событий была старшая дочь Петра 1 Елизавета.
Елизавета Петровна родилась в 1709 г. Веселая, влюбчивая красавица («в обращении ее много ума и приятности») была грамотна, в совершенстве владела французским и немецким языками, понимала итальянский, шведский, финский, а танцевала лучше всех в Петербурге. Английский дипломат писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одарило всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А.Г. Разумовский и И.И. Шувалов, и неспешное течение государственных дел создали ей соответствующую, исторически « устоявшуюся репутацию.
Кластер. Елизавета Петровна.
Изменение некоторых структур государственного управления ( восстановление роли Сената, создание личной императорской канцелярии).
Открытие Московского Университета (1755)
Создание Академии художеств.
В декабре 1761 года Елизавета Петровна умерла и самое неприятное, что оставила она после себя – это наследника.
Петр 3, настоящее его имя было Карл Петер Ульрих
был сыном дочери Петра I Анны Петровны и герцога голштинского Карла Фридриха, племянника шведского короля Карла XII, и являлся наследником шведского и российского престолов. Рано потеряв обоих родителей, с детства подвергался жестоким наказаниям за любую провинность. Исторические суждения о Петре III носят чрезвычайно противоречивый характер, он обычно представляется невежественным, ограниченным, неспособным правителем . Н.М. Карамзин писал: «Обманутая Европа все это время судила об этом государе со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников. Строгий суд истории, без сомнения, его упрекнет во многих ошибках, но та, которая его погубила, звалась — слабость».
Правил он всего 186 дней. Был свергнут в результате дворцового переворота своей женой Екатериной 2, а затем был убит в пьяной драке.
Итак, друзья мои, сегодня мы выяснили причины и сущность дворцовых переворотов, которые имели место после смерти Великого Петра, а также познакомились с их участниками.
Сейчас мы вернемся с вами к таблице, которую начали заполнять вначале урока. И заполним вторую колонку, что вы сегодня узнали нового о периоде Дворцовых переворотов.
Заполняют. Опрос.
А сейчас я предлагаю вам написать небольшое сочинение-эссе на тему:
“ Дворцовые перевороты – взгляд современников и потомков.”Попробуйте высказать свое мнение о том, можно ли было избежать этого периода в нашей истории или нет.
Дом. Зад. & 45. Записи в тетр.