Изучение влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти


Городской этап всероссийской олимпиады школьников по биологии
Исследовательская работа на тему:
«Изучение влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти».
Выполнил:ученик 11 класса
МБОУ СОШ № 5 пгт. Сафоново-1
Маслов Максим.
Научный руководитель: учитель биологии
МБОУ СОШ № 5
пгт. Сафоново
Величутин Д.А.
Североморск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………………. .3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ, ЕЕ ПРОЦЕССЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………6
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ У ЧЕЛОВЕКА………………………………..10
Понятие о биологических ритмах у человека……………………………...10
Циркадные ритмы человека…………………………………………………13
Понятие хронотипа человека и его классификация………………………..14
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СУТОЧНОМУ ХРОНОТИПУ………………………………………………………………...….17
3.1 Материалы и методы……………………………………………………...…17
3.2 Результаты……………………………………………………………………19
3.3 Выводы………………………………………………………………….……24
3.4 Рекомендации………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Идут часы, и мы идем, И в этом наша суть, И каждый с временем вдвоем: Проходит весь свой путь. А. Дольский
Каждый человек по-своему уникален. Все люди отличаются друг от друга внешним видом, телосложением, цветом кожи и глаз, темпераментом. На каждого человека действуют биоритмы (суточные, сезонные, годовые), которые могут оказывать различное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние человека. Значительную роль в жизни человека играет его хронотип.
Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей).Актуальность исследования. В последние годы специалисты в области среднего образования разрабатывают новые учебные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются индивидуальные особенности организма, а исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому, составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений вообще не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения, а значит и сохранения их здоровья.
Цель работы: определить индивидуальные висцеральные признаки суточного хронотипа учащихся и изучить состояние эффективности работы и объёма кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от них в условиях  МБОУ СОШ № 5 пгт. Сафоново-1.
Задачи:
изучить теоретические аспекты рассматриваемого вопроса;
определить суточный хронотип респондентов;
выявить объем кратковременной памяти учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа;
дать оценку полученным результатам и сформировать рекомендации по составлению режима дня и улучшению памяти для старшеклассников с разными хронотипами.
Гипотеза: учащиеся «жаворонки» будут иметь более высокие показатели объёма внимания в утренние часы, « голуби» - в середине рабочего дня, а учащиеся «совы» - в конце рабочего дня.
Объект исследования: учащиеся старших классов средней школы № 5 пгт. Сафоново- 1.
Предмет исследования: оценка объёма кратковременной памяти старшеклассников по их индивидуальному суточному хронотипу.
Методы  исследования:
Наблюдение за учащимися старших классов средней школы № 5 пгт. Сафоново-1
Сравнительный метод полученной информации.
Статистический и математический метод обработки полученных данных в ходе опроса.
Теоретическая значимость: заключается в изучении доступной информации по проблеме исследования.
 Практическая значимость: разработка рекомендаций режима дня и улучшения памяти для старшеклассников с разными хронотипами.
Этапы работы:
I. Подготовительный
Поиск и обработка информации.
II. Исполнительный
2.1. Разработка методики и проведение эксперимента среди учеников моей школы.
III. Заключительный
3.1. Обработка результатов исследования, формулировка выводов.
3.2. Оформление работы.
3.3. Защита работы.
Структура работы: Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ, ЕЕ ПРОЦЕССЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Память представляет собой процесс сохранения во времени информации, полученной в результате взаимодействия человека с окружающим миром и/или в результате собственной деятельности.
Память отличается от других психических процессов. Специфичность положения памяти заключается в том, что она не является самостоятельным познавательным процессом. Ее основная функция - закрепление материала, полученного через другие процессы. 
Существует два основных вида классификации видов памяти - по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала.

Рис.1 Классификация видов памяти
Существует несколько классификаций видов памяти. Рассмотрим самые распространенные в том числе:
по характеру психической активности;
по предмету, материалу деятельности;
по продолжительности сохранения материала;
по ведущему анализатору.
Остановимся на каждой из предложенных классификаций подробнее.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Классификация памяти по продолжительности сохранения материала:
кратковременная память;
долговременная память;
оперативная память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1 - 2-кратного повторения.
Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:
ДП с сознательным доступом(т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).
Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. 
Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили.
Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ У ЧЕЛОВЕКА
Понятие о биологических ритмах у человека
Биологические ритмы  – это ритмические колебания характера и интенсивности различных биологических процессов и явлений.
Основными характеристиками (параметрами) биоритмов являются такие показатели:
1. период – время, в течение которого колебательная система совершает полный цикл изменений;
2. мезор – средний уровень показателей изучаемого процесса, вокруг которого происходит колебание; он предоставляет возможность дать интегральную оценку биологического процесса за весь цикл его колебания;
3. амплитуда – величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней. Она является показателем благополучия или индикатором неблагоприятных влияний на организм;
4. фаза – положение колеблющейся системы в любой момент времени; по отношению к среднему уровню может быть положительной (+) и отрицательной (-). При изучении различных биоритмов человека бывает необходимым установить их синхронность (совпадение) по фазе;
5. акрофаза – время максимальной функции;
6. ортофаза – время минимальной функции.
Факторы (внешние и внутренние), которые влияют на ритмичность процессов, происходящих в живом организме, получили определение «синхронизаторы», или «датчики времени».
К внешним факторам относятся: изменение освещенности, температуры, магнитного поля, интенсивности космических излучений, сезонные и солнечно-лунные влияния, социальные влияния, характерные для человека.
К внутренним факторам относятся нейрогуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме.
Проводится много исследований с целью выявления природы и механизма биоритмов. Современные биологи резко расходятся во мнении относительно природы биоритмов.
Большинство авторов, в том числе признанный авторитет в области биоритмологии Дж.Л.Клаудсли - Томпсон, считают, что природа биоритмов эндогенна (врожденные биоритмы). В многовековой борьбе за сосуществование выжили те организмы, которые могли уловить изменения в природных условиях и настроить свой ритмический аппарат в такт внешних колебаний и передать это свойство генетически.
Убедительные доказательства эндогенной природы основных биоритмов человека находят при исследовании биоритмов у однояйцевых близнецов: даже будучи разлученными вскоре после рождения они росли и развивались по одной генетической программе, жили по одним биологическим часам, одинаково прибавляли в весе, имели одинаковый пульс и др.
Для объяснения этого внутреннего механизма предложена гипотеза «хронона» (К.Ерет, Э.Тракко), согласно которой в организме имеется участок молекулы ДНК («хронон»), контролирующий биоритмы.
Другая гипотеза предполагает, что в генерации врожденных биологических ритмов участвуют клеточные мембраны путем периодических изменений потоков ионов (прежде всего, калия) через них.
Есть и противоположная точка зрения на природу биоритмов – американский профессор биологии Фрэнк А.Браун и его сторонники считают, что ритмические колебания, наблюдаемые в живых организмах, есть не что иное, как результат непрерывного воздействия космических и геофизических факторов проникающего характера. К силам такого рода Ф.Браун относит космические лучи. атмосферное давление, электромагнитные поля, магнитное поле Земли, ионизация атмосферы и т.д. Интенсивность этих потоков связана с фазами Луны и циклами солнечных пятен. Например, еще в 1934 г. братья Дель отметили, что смертность людей резко повышается в периоды всплесков солнечной активности.
Сторонник третьей точки зрения по этому вопросу В.Х.Торп считает, что биологические ритмы приобретаются в результате обучения, запускаются самыми ранними впечатлениями от суточного цикла сразу после рождения и продолжают действовать в течение всей жизни.
Каждая из этих гипотез имеет своих приверженцев и противников, но решающими доказательствами никто пока не располагает.
В реализации ритмических колебательных изменений функций организма человека особая роль принадлежит эндокринной системе: гипоталамус (к нему идет возбуждение от органов чувств; это вегетативный координирующий центр) - гипофиз - другие железы внутренней секреции  - «рабочие органы».
1.2 Циркадные ритмы человека
Циркадные ритмы - это изменение интенсивности биологических процессов, протекающих в организме человека на протяжении суток.
Другими словами, это такие биологические часы внутри организма. Сбивать их ритм нельзя, так как это чревато различными заболеваниями психики и жизненно важных органов.
Циркадные ритмы в норме создают циркадный баланс. То состояние, когда у человека прекрасное самочувствие, называется циркадным балансом.
При циркадном балансе человек чувствует себя физически здоровым, у него прекрасный аппетит, отличное настроение, его организм отдохнувший и полон энергии. Человек находится в своем ритме. Но когда циркадный баланс отсутствует, циркадный ритм нарушен, то это оставляет свой отпечаток на здоровье организма.
Каждый наверняка замечал за собой, что чувствует себя более работоспособным, энергичным и полным жизненных сил и энергии в одни часы суток и более обессиленным, вялым и сонным - в другие. Это связано именно с биологическими ритмами. За работу биологических часов в человеческом организме несут ответственность около 20 тысяч нейронов в гипоталамусе. До сих пор точно неизвестно, как работают эти «часы». Однако ученые уверены, что для нормального функционирования организма их работа должна быть четкой и слаженной, циркадный ритм сердца всегда должен быть в норме.
В среднем умственная активность человека имеет два пика: 9:00 утра и 21:00 вечера. Физическая сила своего пика достигает в 11:00 утра и 19:00 вечера.
1.3 Понятие хронотипа человека и его классификация
Одной из неотъемлемых частей жизни каждого человека является сон. Это время, когда мы восстанавливаем свои силы, расслабляемся, а также отдыхаем как физически, так и эмоционально. Во время сна происходит минимизация человеческой деятельности, что оказывает на организм поистине целебное действие. Однако стоит иметь в виду, что время бодрствования и подъема у различных людей отличается и зависит от их хронотипа.
Выделением различных типов организма занимались еще китайские знахари несколько тысячелетий назад. Они-то и определили, что все люди имеют различную картину бодрствования и работоспособности. Древние китайцы смогли выяснить, что, прервав цепочку ритмичности основных процессов в организме, можно придти к печальным последствиям, таким как возникновение различных патологий.
Так и зародилось учение о хронотипах. Основным предметом его рассмотрения является определение работоспособности каждого из органов тела человека, а также выявление наиболее напряженной деятельности нашего организма. Это так называемые периоды уязвимости. Их устранение позволяет избежать возникновения чрезмерной нагрузки на человека и защитит его нервную систему от проявления депрессий.
Современное развитие учение о хронотипах получило лишь в семидесятых годах ХХ века. Однако информацию о существовании сов, жаворонков и голубей многие восприняли весьма скептически. Только после того как данные были подтверждены многочисленными научными экспериментами, общество восприняло этот факт со всей серьезностью.
Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее описанию время. 
Современная классификация хронотипов человека, принятая в 1970 году, подразумевает три категории людей, имеющих отличительные поведенческие признаки и разницу в генетическом коде биоритмов:
«Жаворонки»- группы людей, имеющих сдвинутый вперед циркадный ритм. Они предпочитают ложиться с наступлением темноты, вставая при этом с первыми лучами солнца. «Жаворонки» лучше работают на «свежую» голову, испытывая пик физической активности. К вечеру требовать от них совершения ответственных поступков – нецелесообразное решение. Однако если «Жаворонкам» приходится ночью бодрствовать, то утро сопровождается состоянием анабиоза. Они крайне тяжело возвращаются к привычному режиму дня, испытывая дискомфорт и впадая в депрессию.
"Совы" - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. «Совы» не отличаются высокими показателями здоровья, но их биоритмы более пластичны. 
"Голуби" - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов.
По мнению ученых, население планеты составляют около 40% «сов», 25% «жаворонков», 35% “голубей». Однако «чистых» хронотипов не более 3%, остальные относятся к смешанным типам.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СУТОЧНОМУ ХРОНОТИПУ
3.1 Материалы и методы
Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека я использовал тест Г. Хольдебранта.
Материалы исследования: секундомер, калькулятор.
Сущность метода заключается в следующем: у здоровых испытуемых в условиях основного обмена (то есть в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя) определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений ( ЧСС) и частоту дыхания (ЧД).
Частоту сердечных сокращений определяли методом измерения пульса за 1 минуту.
Частоту дыхания определяли следующим образом: испытуемого в положении сидя брали за руку (как для исследования пульса), но наблюдали за сокращениями грудной клетки и считали дыхательные движения в течении 1 минуты.
Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 секунды. Оценку результата проводят следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к «голубям»; если он превышает 5,0 – к «жаворонкам», если он меньше 4,0 – к «совам».
Для определения объема кратковременной памяти я использовал упражнение по Ф. Лёзеру «Тренировка запоминания логически не связанного текста.
Испытуемые должны за 20 секунд запомнить предложенные слова:
Глина
Масло
Бумага
Сладости
Логика
Слон
Глагол
Прорыв
Свеча
Вишня
Исследуемые школьники должны написать все 10 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведённых слов делим на 10 и умножаем на 100, получаем процент эффективного запоминания.
Предположив, что некоторым ученикам легче запомнить числа, а не слова, я применил методику запоминания цифрового материала «Память на числа».
Школьникам в течении 20 секунд демонстрируется следующая таблица с 12 двузначными числами,  которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 чисел и больше.
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведённых цифр делим на 12 и умножаем на 100, получаем процент эффективного запоминания.
Исследования объема кратковременной памяти проводились в 2 этапа в течении одного дня:
на первом уроке (в 8:30);
на шестом уроке (в 13:25).
3.2 Результаты исследования
В проводимом исследовании приняли участие 48 старшеклассников из 10 и 11 классов.
В ходе проведенного теста Г. Хольдебранта на выявление висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты, которые представили в таблице №1 (для чистоты эксперимента сделали по три замера в течении нескольких дней подряд).
Таблица 1.
Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа старшеклассников
Суточный хронотипНормативное значение Результат исследования
Жаворонок Более 5 12,5 %
Сова Менее 4 48 %
Голубь 4- 5 38 %

Рис.1 Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа старшеклассников
Расчеты показали, что большая часть старшеклассников оказалась совами и голубями, и только 12,5 % - жаворонками.
Я поставил исследовательскую задачу: проанализировать насколько связаны между собой такие характеристики как память и работоспособность с индивидуальными висцеральными признаками хронотипа подростков.
Для этого я сформировал три группы по 6 человек в каждой – «Жаворонки», «Голуби», и «Совы».
Результаты исследования с применением упражнения по Ф. Лёзеру представлены в таблицах 2-4.
Таблица 2.
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Совы»
№ уч-ся Кол-во слов (1 урок) Оценка результатов Кол-во слов
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 3 30% 6 60% +
2 5 50% 8 80% +
3 4 40% 7 70% +
4 4 40% 8 80% +
5 5 50% 8 80% +
6 6 60% 6 60% без изменения
Из таблицы видно, что в группе «Совы» эффективность запоминания возрастает во второй половине дня. Среднее значение ее возрастания- 30 %.
Таблица 3.
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Жаворонки»
№ уч-ся Кол-во слов (1 урок) Оценка результатов Кол-во слов
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 8 80% 6 60% -
2 9 90% 7 70% -
3 8 80% 7 70% -
4 10 100% 9 90% -
5 8 80% 7 70% -
6 9 90% 6 60% -
Из полученных результатов видно, что в группе «Жаворонки» наибольшие значения эффективности запоминания наблюдаются в утренние часы, после обеда значения данного показателя падают.
Таблица 4.
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Голуби»
№ уч-ся Кол-во слов (1 урок) Оценка результатов Кол-во слов
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 6 60% 6 60% без изменений
2 5 50% 10 100% +
3 5 50% 5 50% без изменений
4 7 70% 9 90% +
5 5 50% 8 80% +
6 6 60% 6 60% без изменений
Из таблицы видно, что эффективность запоминания возрастает во второй половине дня. Важно отметить, что у 50 % респондентов данный показатель не изменялся в течении дня.
Результаты исследования по методике запоминания цифрового материала «Память на числа» представлены в таблицах 5- 7.
Таблица 5.
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Совы»
№ уч-ся Кол-во цифр (1 урок) Оценка результатов Кол-во цифр
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 6 50% 8 67% +
2 5 42 % 9 75% +
3 7 58% 7 58% без изменений
4 3 25 % 5 42% +
5 5 42 % 6 50% +
6 6 50% 7 58% +
Результаты данной методики исследования еще раз показали более эффективную степень запоминания во второй половине дня у сов.
Таблица 6..
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Жаворонки»
№ уч-ся Кол-во цифр
(1 урок) Оценка результатов Кол-во цифр
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 10 83% 8 67% -
2 9 75% 7 58% -
3 9 75% 6 50% -
4 8 67% 7 58% -
5 10 83% 8 67% -
6 7 58% 5 42% -
Из выше представленной таблицы видно, что объем кратковременной памяти жаворонков в утренние часы находится на высоком уровне и падает после обеда.
Таблица 7.
Результаты определения кратковременной памяти у группы «Голуби»
№ уч-ся Кол-во цифр
(1 урок) Оценка результатов Кол-во цифр
(6 урок) Оценка результатов Улучшение результатов
1 8 67% 10 83% +
2 9 75% 10 83% +
3 7 58% 8 67% +
4 7 58% 8 67% +
5 9 75% 9 75% без изменения
6 8 67% 8 67% без изменения
Из таблицы следует :в группе «Голуби» эффективность запоминания возрастает в дневные часы.
Таким образом, мы видим, что в группах «Голубей» и «Сов» наблюдается улучшение результатов объема кратковременной памяти во второй половине дня, а у группы «Жаворонков» наблюдается обратное, снижение результатов объема кратковременной памяти на 6 уроке. Это подтверждает индивидуальный биологический ритм респондентов.
3.3 Выводы
 В результате проведённой исследовательской работы я пришел к следующим выводам:
При определении индивидуальных висцеральных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большинство из обследуемых учащихся в возрасте 16 – 17 лет обладают суточным хронотипом «Сова» и «Голубь».
Была выявлена разность объема кратковременной памяти, в зависимости от времени суток, у испытуемых принадлежащих к различным суточным хронотипам. Как показали результаты исследования объем кратковременной памяти у сов и голубей увеличивается во второй половине дня, а у жаворонков наоборот- в утренние часы.
Полученные результаты объясняются различиями биоритмов у разных хронотипов.
Например, к жаворонкам относят тех людей, пик активности которых начинается с раннего утра и продолжается в течение первой половины дня. С наступлением вечера активность таких людей начинает угасать, и они с наступлением ночи крепко засыпают.
А вот к совам относят людей, бодрствование которых приходится на послеобеденное время. Утром они чувствуют усталость, вялость, но к 15 часам их работоспособность возобновляется, а ее пик начинается с наступлением сумерек. В полночь, когда все представители жаворонков давно спят, совы могут спокойно заниматься важной работой.
Голуби могут активно работать в любое время суток, хоть рано утром, хоть поздно вечером. С одной стороны может показаться, что это идеальный тип людей, но с другой стороны такие люди очень часто подвергаются депрессиям и неврозам. Причиной этого, по словам врачей, является отсутствие в ритме таких людей спадов, во время которых организм отдыхает и набирается сил.
3.4 Рекомендации
Как известно, хорошая успеваемость - хороший залог уверенности в будущем. Для ее укрепления необходимо быть союзником школы и помочь себе совместить свой режим дня с тем ритмом, который предлагает образовательное учреждение. А так как нашей жизнью управляют внутренние биологические ритмы, они определяют активность человека в разное время суток, то очень важно знать, по каким часам наиболее активно работает организм, чтобы жить в согласии с собой.
Поэтому очень важно определить, к какому хронотипу относится учащийся, чтобы помочь ему скорректировать свой режим дня для наиболее успешного обучения.
Представителям сов достаточно непросто встать утром, их активность просыпается после второй половины дня. Максимальный уровень их работоспособности находится в 11-12 и в 18-20 часов, ложатся такие дети намного позже.
Ученикам- совам необходимо собирать важные вещи для завтрашнего дня вечером, ведь с утра они еще не проснулись и могут находиться не в хорошем расположении духа и быть невнимательными.
Для таких учеников рекомендовано отодвинуть завтрак на несколько часов позже после пробуждения.
Очень полезна для представителя Сов утренняя зарядка, которая поможет ему побыстрее проснуться.
Если учащийся является жаворонком ранняя птичка, необходимо, чтобы учеба приходилась на первую половину дня, либо не позднее 18 часов. Как известно, многие рекомендуют для лучшего запоминания стихов читать их на ночь, так вот перед выходом в школу жаворонок должен обязательно повторить стихотворение. В основном такие дети могут плотно позавтракать, лучше всего сразу после пробуждения.
Голуби легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть бодры в любое время суток. Они считаются идеальными для школьного режима. Такие дети могут с легкостью настроить себя и заснуть в необходимое время, поэтому им не требуется разработка особого режима школьного дня.
Если в одном классе одновременно будут обучаться учащиеся с различными биоритмологическим хронотипом то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья учащихся формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу.
Таким образом, при составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывать эту особенность. Для «Голубей» и «Сов», которые проявляют наибольшую активность в середине учебного дня на первых уроках можно рекомендовать предметы гуманитарного цикла и физической культуры, а во второй половине учебного дня предметы математического и естественного цикла. Для «Жаворонков» расписание может быть составлено наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Биоритмологическая организация каждого человека имеет индивидуальные особенности.
По характеру суточных биоритмов физической активности оказалось возможным разделить всех людей на три типа: утренний («жаворонки»), вечерний ) "совы»), и дневной («голуби»).
У «сов» максимум суточных биоритмов активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» - на более ранние часы.
У «голубей» пик активности приходится примерно на середину дневного периода. Примерно 20% людей имеет хорошо выраженный утренний или вечерний тип активности.
Определение хронотипа человека производится на основе специально разработанных тестов.
   Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос.
С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Например, «совы» в большей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечно-сосудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, и они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности.
У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны и с трудом переносят изменения привычного режима жизни.
В ходе моего исследования было выявлено, что в моей школе среди старшеклассников преобладают такие хронотипы, как «совы» и «голуби».
Также была выявлена разность объема кратковременной памяти, в зависимости от времени суток, у испытуемых принадлежащих к различным суточным хронотипам.
Исходя из полученных результатов, целесообразно рекомендовать составление классов старшеклассников с учетом их индивидуальных суточных хронотипов для улучшения эффективности работы и успеваемости
и обязательно учитывать индивидуальные характеристики подростков в целях сохранения здоровья при разработке специального расписания уроков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аднорал, Н. Познай свой ритм // Человек без границ. – 2007. – N 5. – С. 44–51.
Ашофф, Ю.С. Биологические ритмы / Ю.С. Ашофф. – М.: Мир, 2014. – 235 с.
Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер- М.; Академия, 2002.- 512 с.
Борисенко, М.Ф. Хронотип человека на Севере// Физиология человека.- 2010.- Т.36.- № 3.- С. 117- 122.
Гриневич, В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь. – 2005. – N 1. – С. 28–34.
Жуков, В. А. Человек ритмичный // Знак вопроса. – 2004. – N 1. – С. 72–78.
Комаров, Ф.И. Хронобиология и хрономедицина / Ф.И. Комаров, С.И. Рапопорт. – М.: Триада- Х, 200.- 488 с.
Кудрявцева, Ж. Часы, которые всегда с тобой : о биологических часах человека // Спортивная жизнь России. – 2001. – N 8. – С. 32–33
Мягков, Л. Когда совмещаются ритмы : проблема разных биологических ритмов // Социальная защита. – 2002. – N 8. – С. 10–11.
Полосина, Н. Настройте свои биологические часы // Будь здоров!. – 2008. – N 6. – С. 12–15.
Путилов, А.А. , «Совы», «жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер» / А.А. Путилов. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.- 688 с.
Малахов, Г.. Биоритмология / Г.П. Малахов. – Спб.: АО Комплект, 2014. – 257 с.
Шапошникова В. И. Несколько советов от хронобиологов // Физическая культура в шк. – 2007. – N3. – С. 46–49.