Анализ работы по самообразованию по теме «Использование устного счета на уроках математики у детей младшего школьного возраста»


Анализ работы по самообразованию по теме «Использование устного счета на уроках математики у детей младшего школьного возраста»
Галиной И.Г. за 2014-2015 уч. г.
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета. Было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и вычитания у младших школьников и использование при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.
На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
В этом учебном году (2014-2015) я начала работу с первоклашками. Первые уроки математики, знакомство с детьми показали, что 60% учащихся не владеют данными вычислительными навыками. Считаю, что среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
-низкий уровень мыслительной деятельности;
-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
-становление вычислительной культуры у младшего школьника;
-неразвитое внимание и память учащихся.
Для решения этой проблемы мною изучена методическая литература, а также опыт учителей-новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета по теме «Использование устного счета на уроках математики у детей младшего школьного возраста»:
1. Т.А. Мельникова, О.В. Чермашенцева. «Развитие логического мышления. Комплекс упражнений и задач. 1-4 классы».- Волгоград: Учитель, 2011.-131с.
2.  О.П.Зайцева “Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развитии личности ребёнка” //Начальная школа, № 1, 2001 г.
3. Филиппов Г. Устный счет – гимнастика ума // Математика. - 2001. - №3. - С. 25-27.
4. Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
5. В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
Белошистая А. В. Приём формирования устных вычислительных умений в пределах 100 // Начальная школа. — 2001.- № 7
6. Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 94-103
7. nsportal.ru›…vychislitelnykh-navykov-na…matematiki8. festival.1september.ru›Развитие вычислительных навыков9. www.pedsovet.su;
10. pedmir.ru/viewdoc.php?id/Гребнева Марина ВладимировнаСтатья "Формирование навыков устного счета с применением ИКТ на уроках математики в начальной школе"
11. 1-4mag.ru/tag устный счет | Начальная школа
12. zavuch.ru
Данный этап работы помог мне правильно и четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Приступая к устным вычислениям, учитель должен начинать с более легких примеров и приемов, которые по мере их усвоения усложняются.   Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способным лучшему усвоению программного материала, способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления, а также развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить тесты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины. Работая над этой темой, стараюсь собрать наиболее интересные, продуктивные формы проведения устного счёта. Так как формы восприятия устного счета могут быть различными (слуховой, зрительный, комбинированный и др.), я использую дидактические математические игры, математические диктанты, задачи в стихах, геометрические задания, головоломки, ребусы, кроссворды. Устный счёт обеспечивает быструю обратную связь путём использования карточек, кратких записей результатов вычислений (перфокарт).
Занимательно уроки проходят в форме сказки, путешествия. Задания устного счета на таких уроках – презентациях выполняются детьми увлеченно, быстро, с желанием. Такие уроки, считаю, играют немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики.На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам, активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Поэтому для более продуктивной деятельности на уроках планирую:
Повысить качество преподавания предмета математики с использованием различных приемов устного счета.
Продолжить работу по созданию картотеки «Приемы устного счета».
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать тесты, создать собственную медиатеку.
Изучать литературу, образовательные сайты по данной теме.