НОД в средней группе. Лепка из соленого заварного теста


НОД «Бабочка» (средний дошкольный возраст)
Воспитатель Гладнева Надежда Вячеславовна
Образовательная область: художественное творчество (лепка)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Учить лепить бабочку по представлению, передавая характерные особенности ее строения.
Закреплять технику лепки: лепить прямыми, круговыми движениями ладоней, сплющивать, соединять части, плотно прижимая их друг к другу.
Формировать умение украшать поделку симметрично.
Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек, учить детей сравнивать, анализировать. Закрепить знания детей о процессе развития бабочки.
Развивать умение выразительно передавать их движения.
Развивать у детей интерес к совместной деятельности, объединяя индивидуальные работы в общий сюжет.
Знакомить с приемами релаксации.
Способствовать развитию у детей воображения, ассоциативного мышления, творческой индивидуальности.
Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Активизация словаря (личинка, кокон, чешуйки, пыльца, усики, хоботок)
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (разные виды бабочек, физминутка, презентация «Бабочка»); заварное соленое тесто разных цветов, салфетки для лепки, зубочистки, стеки, картонная основа; игра «Что сначала, что потом», тонированный лист формата А3 — поляна, украшенная цветами, вылепленными детьми из теста.
Предварительная подготовка:
Наблюдение за бабочками на участке детского сада.
Беседа о бабочках, рассматривание иллюстраций.
Чтение сказки «Как гусеничка научилась летать».
Дидактические игры: «Что на что похоже?» (на ассоциативное мышление), «Четвертый лишний», «Что забыл нарисовать художник».
Лепка цветов из цветного теста.
Отгадывание загадок.
Слайд 1
Ход занятия:
Предлагаю детям и родителям сделать большой круг
Воспитатель:
Собрались все мы в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!
(Беремся за руки, улыбаемся приветливо друг другу)
Воспитатель: (предлагает назвать насекомых, которых дети видели, гуляя на улице. Рассказать, какую пользу приносят, а затем отгадать загадку.) Послушайте внимательно, Вика загадает вам загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (дети называют отгадку).
Слайд 2
Воспитатель: Конечно, это бабочка. А почему бабочку сравнивают с цветком?(ответы). Бабочки бывают разными. Сейчас, я хочу пригласить вас на выставку бабочек. Обратите внимание, как разнообразна их окраска и размер.
Слайд 3
Показываю познавательный видеоролик о бабочках.
Слайд 4
Воспитатель:
Расскажите, какие бабочки по расцветке? (Ответы детей).
Какие названия бабочек вы запомнили? (Ответы детей).
Что общего есть у всех бабочек? А чем они отличаются? (Ответы детей).
Воспитатель: Обратите внимание, что у всех бабочек есть туловище, голова, 4 крылышка, лапки, усики, глаза; правые и левые крылышки – одинаковые по форме и расцветке.
Бабочки - удивительные насекомые, у них очень яркие, красивые, нарядные крылья. Нужно ли ловить бабочек? (ответы детей). Бабочки украшают природу, приносят пользу, опыляя растения.
Физ. минутка.
Воспитатель:А теперь давайте немножко отдохнем, как бабочки полетаем! Слайд 5
Под детскую песенку (видеоклип) дети имитируют движения бабочек. Родители изображают цветы.
Слайд 6
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Молодцы! Бабочка очень рада, что вы знаете, как она появляется. Потому что
мы недавно читали очень интересную сказку и знаем какое чудо произошло с
гусеницей.
Воспитатель: Ребята, мне кажется нашей бабочке очень скучно одной, давайте ей поможем и сделаем для нее бабочек-подружек. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Выполняем махи кистями рук, изображая движения крыльев бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала
И в траве густой пропала.
Воспитатель: Посмотрите, каких красивых бабочек можно слепить из теста.
Слайд 7
Воспитатель дает инструкцию по работе с заварным тестом.
Лепка бабочки
Слайд 8
Родители помогают детям вылепить бабочек, вместе придумывают им название.
Анализ детских работ
Слайд 9
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы дружно работали. Мне кажется, вы сегодня постарались. У вас получились замечательные бабочки. Даша, что тебе понравилось на занятии? (ответы). Илья, а тебе понравилось лепить из теста? (ответы). Что понравилось? (ответы).
А чтобы бабочки могли лететь, им надо подсушить крылышки.
А для этого таких красивых бабочек отпустим на цветочную полянку!
Бабочек у нас много, но среди них нет ни одной одинаковой! У всех бабочек
есть названия, давайте и вы своим бабочкам придумаете.
Ребята! Посмотрите, какая чудесная летняя полянка у нас получилась!

Приложение
Сказка про гусеничку, которая мечтала летать
Жила-была одна маленькая зеленая гусеничка. Она вылупилась из маленького зеленого яичка вместе со своими братьями и сестрами и они сразу же принялись жевать сочные зеленые листочки. Хрум, хрум, хрум, хрум. Так они съели розу и переползли на соседний цветок. Хрум, хрум, хрум, хрум. Затем гусенички поползли на яблоню, где принялись с удовольствием поедать листья и плоды. Хрум, хрум, хрум, хрум. Все гусенички дружно жевали, вот только нашей малютке надоело заниматься этим делом и она подняла глазки и увидела его… Увидела над собой прекрасное голубое небо, белые облака. А по небу высоко высоко летали жуки и стрекозки, пчелки и божие коровки, но самыми прекрасными из них были бабочки. О, это были необыкновенные создания с прекрасными разноцветными крыльями. Маленькая гусеничка смотрела на небо и мечтала о том, как было бы прекрасно иметь пару крылышек, чтобы летать  по небу. «Ах, как было бы удивительно хотя бы раз оказаться рядом с одной из этих волшебных бабочек!» — думала она. Но со всех сторон раздавалось хрум, хрум, хрум, хрум.
Братишки и сестренки гусенички только посмеялись над ее мечтами и продолжали дружно жевать сначала листочки на яблоне, потом свежую молодую травку. А наша маленькая зеленая гусеничка все мечтала и мечтала. Проходили дни, недели, но маленькая зеленая гусеничка не переставала мечтать. Хрум, хрум, хрум, хрум. Когда гусенички лакомились сочными листочками фуксии они поняли что с ними начали происходить необычные изменения. Поняла это и наша маленькая гусеничка. Откуда не возьмись появилась серебристо-белая нить, которую было так приятно наматывать вокруг собственного тела. И вот уже гусеничка была внутри удобного кокона, где было уютно и тепло. Глазки у гусенички закрылись и ей приснился удивительный сон. Ей снилось, что у нее выросли крылья и она летает высоко высоко в небе рядом с прекраснейшими бабочками. Когда гусеничка проснулась, она поняла, что ей стало неудобно и тесно внутри кокона. Что-то непривычное было у нее на спине. Гусеничка стала ворочаться внутри до тех пор пока ей не удалось выбраться наружу. Она уселась сверху кокона, огляделась вокруг и взмахнула… Взмахнула крыльями и поняла, что у нее на спине выросли самые настоящие прекрасные огромные крылья. Она превратилась в бабочку! Она взмахнула крыльями еще раз, оторвалась от кокона и полетела. Вокруг нее летали преобразившиеся братья и сестра, все они стали прекрасными бабочками. Но самой прекрасной и самой счастливой была наша гусеничка, потому что ее мечта исполнилась!
Жила-была девочка. Звали ее Танечка. Больше всего на свете любила Танечка качаться на качелях, и мечтать о том, что она превратилась в бабочку. Когда мама с Танечкой ходили гулять на площадку, Танечка все время просила маму, чтобы та покачала ее на качелях, высоко, высоко. Танечка говорила: «Мама, смотри, я летаю, как бабочка!». Мама предлагала Танечке пойти покататься на горке, поиграть с ребятами в догонялки или поделать куличи из песочка, но Танечка хотела только качаться на качелях.
Сказка про девочку, которая превратилась в бабочку
Однажды, когда мама качала Танечку на качелях, Танечка представила, что она стала бабочкой и полетела высоко на небо. И вдруг, Танечка почувствовала, что у нее действительно появились крылышки за спиной. Представляете, она так сильно этого хотела, что превратилась в маленькую красивую бабочку! Танечка взмахнула крылышками и взлетела, она покружилась над площадкой, посмотрела сверху на других деток, которые бегали, катались на горке, играли в песочек. Танечка увидела маму, которая читала книгу и качала пустые качели. Потом Танечка еще немного полетала в голубом небе и решила, что пора возвращаться, а то мама будет волноваться. Когда Танечка подлетела к качелям, то увидела, что мама, даже и не знает, что качает пустые качели. Книга была такая интересная, что мама ничего не поняла. Танечка села на качели и снова превратилась в маленькую девочку. «Мама, мама, я была бабочкой, и летала в небе, и видела сверху тебя и ребят!» — закричала Танечка. «Правда? Да что ты!» — удивилась мама.
Сказка про бабочку
Жила была на свете одна маленькая бабочка. Звали ее капустница, потому что крылышки у нее были белые, почти прозрачные, похожие на молодые капустные листочки. Занималась она тем, что перелетала с одного цветочка на другой и собирала пыльцу. Светило солнышко, пели птички, стрекотали кузнечики, и все вокруг было ярким и прекрасным. Но вот на небе появились тучки, и начался ливень. Бабочка попыталась спрятаться от дождя, но ее крылышки очень быстро намокли, стали тяжелыми, и бабочка упала на землю и осталась лежать в луже. Как ни пыталась она оторвать крылышки от земли, чтобы долететь до спасительного листочка, под которым можно было бы укрыться от дождя, ничего не получалось. Тут она увидела невдалеке жука.
- Помоги мне, пожалуйста. Мои крылышки совсем промокли, и я не могу оторвать их от земли.
Жук попытался приподнять бабочку, но у него тоже ничего не получилось.
- Придется еще кого-нибудь позвать на помощь. Одному мне не справиться, - сказал жук и пополз искать помощника.
Он увидел гусеницу, ползущую по стебельку цветка вверх под листик.
- Пойдем со мной, надо помочь бабочке, - крикнул жук.
- Сейчас, только развернусь, - ответила гусеница.
Она медленно развернулась, сползла вниз, и они вдвоем поспешили обратно к бабочке. Им удалось немного приподнять ее, но сил все-таки не хватило.
- Чем это вы тут занимаетесь? - Раздался вдруг чей-то голос.
Жук с гусеницей обернулись и увидели муравьишку.
- Пытаемся вытащить бабочку из лужи, - ответили они.
- Давайте я вам помогу. Раз, два, взяли, - командовал муравей, подпихивая под брюшко бабочки широкую палку. Им удалось приподнять бабочку.
- Еще немного, - кричал муравей.
Все поднажали и вытащили бабочку из лужи, помогли расправить ей крылышки.
- Спасибо, вам, большое. Помогли вы мне. Без вас я бы не смогла выбраться, совсем замерзла и заболела бы,- сказала бабочка. Затем она просушила на ветру свои крылышки, помахала ими на прощание жуку, гусенице и муравьишке и улетела опять на цветочек.