Конспект урока «История одной картины В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ МАЙОРА МИЛИЦИИ КОВРИЖНЫХ А.П.»
Разработка урока
с кадетской составляющей
по искусству (ИЗО)
в 7 классе
«История одной картины
В. И. Сурикова
«Переход Суворова через Альпы».»
учитель: Проскурина О.Г
ЛИПЕЦК, 2016
Тема: «История одной картины В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».».
Цель урока: сформировать патриотическое сознание, сохраняя преемственность поколений. познакомить с героическими страницами нашей Родины; расширить кругозор детей. Сформировать представление о батальной картине, о творчестве великого русского художника В.И. Сурикова. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Задачи урока:
В интеграции:
«Коммуникация»: развитие диалогической и монологической форм речи.
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Чтение художественной литературы»: приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Музыка»: приобщение к музыкальному искусству (прослушивание песен военных лет).
«Художественное творчество»: развитие детского творчества.
«Социализация»: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости её историческим прошлым).
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас детей; способствовать формированию духовно-нравственных норм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап Содержание урока Методические приемы
1. Организационный момент. Командир сдает рапорт учителю 2.Актуализация знаний. Что такое замысел художника?
Как создает художник свое произведение?
Как проходит свой путь зритель к познанию замысла художника?

Эмоциональное вхождение в урок.
3. Подведение к новой теме, мотивация КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
1.Давайте вспомним сегодня творчество великого русского художника В.И. Сурикова.
2.Какие произведения Сурикова вы знаете.
3. В каком жанре работал художник.
4. В каких музеях хранятся его полотна.
Наша задача сегодня на уроке постараться раскрыть замысел В.И.Сурикова в картине «Переход Суворова через Альпы». А для этого мы постараемся детально разобрать это полотно и историю его создания.
Тема урока:
«История одной картины В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».».
(Слайд 1) Подводящий
диалог.
Работа с мест комментирование.
Работа в тетради.
4. Изучение нового материала (слайд 2-14)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.
Историческая картина один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далёкого или недавнего.
Васи́лий Ива́нович Су́риков
(12 (24) января 1848, Красноярск —
6 (19) марта 1916, Москва) —
русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Определить замысел художника.
Работа по презентации.
Картина представляет зрителю один из самых удивительных случаев русской военной истории. Пример той необъяснимой, неразгаданной и наводящей ужас на противника, удали русских солдат. Автору удалось передать атмосферу события, удачно подобрать образы для работы, передать само движение, эмоции.
Не может не поражать точность деталей, скрупулезно прописанные лица солдат, композиционная оригинальность работы.
Летят в пропасть русские воины, подбадриваемые своим командиром. Сама фигура гениального полководца не сразу бросается в глаза. На нее указывают взгляды двух солдат, отвечающих улыбкой на шутку Суворова.
Облака, расположенные на расстоянии вытянутой руки от людей, свидетельствуют о той высоте, на которой разворачивается действие картины. Белый, слепящий альпийский снег и лед, синеватые скалы - заслоняют небо.
Поражает готовность солдат последовать туда, куда приказал командир. За этим стоит полное доверие и уверенность в неоспоримом военном таланте Суворова. Сам полководец изображен миниатюрным, седоволосым, но бесстрашным. Спокойствие его восхищает еще больше, если сравнить его с той паникой, в которой пребывает конь полководца, напуганный пропастью. Художник сконцентрировал свет на фигуре военачальника. Его голову словно окружает сияние.
Солдатский строй постепенно разрушается. Если в верхней части картины еще угадывается походный строй, то в нижней уже чуть ли не свободное скольжение вниз.
Известно, что автору долго не удавалось передать это ощущение движения. Самые большие трудности были с фигурой солдата в самом низу работы. Он никак не "хотел" скользить.
Чем дольше вглядываешься в детали картины, тем ярче ощущаешь все величие и тяжесть перехода: с пушками, в полной амуниции, без какого-то ни было снаряжения.
Автор не скрывает всю тяжесть военной операции. Зрителя привлекает образ солдата, осеняющего себя крестным знамением, очень эмоционально "выписан" солдат, только начинающий соскальзывать по ледяному склону (распахнутые от ужаса глаза - главная деталь), бледное от страха лицо артиллериста и т. д. Кажется, уже в следующую секунду вся солдатская вереница ринется в пропасть.
Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. При внимательном рассмотрении, можно заметить несколько деталей, опровергающих первое впечатление: полковые знамена бережно зачехлены, надежно защищены крепкими руками знаменосцев. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. Он столь же торжественен и сейчас. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Через секунду ему предстоит сложнейший спуск, но сейчас он крепко держит барабан, готовый в любой момент выполнить свою обязанность.
Выделяются в войске казаки. Их поведение отличается от действий солдат регулярного строя. Вооруженные пиками, они оценивают новые, непривычные для себя условия с точки зрения не воина, а разведчика, попавшего в сложные условия. Один из них внимательно следит за теми, кто начинает скользить по склону, чтобы в последний момент выбрать оптимальный способ спуска.
Работу можно рассматривать бесконечно. Каждый раз открывая что-то новое, особенное, ранее незамеченное. Развитие внимания учащихся, формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение
Работа в тетради.
Привлекательная цель.
Развитие внимания учащихся, формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение
5. Физкультминутка. (слайд 15)
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок. Прослушивание солдатской песни.
6. Закрепление изученного материала.
Практическая часть урока. КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Просмотр ролика по сюжету картины. (слайд 16).
Создания краткой характеристики сюжету картины.
По плану:
1. Название картины.
2. Автор, период написания картины, историческая эпоха.
3. Стиль, направление, жанр.
4. Вид живописи (монументальная, станковая и т. д.)
5. Сюжет.
6. Техника (акварель, масло и т. д.)
7. Колорит (спокойный, напряженный, теплый).
8.Композиция (динамичная, статичная, замкнутая, раскрытая)
9. Замысел художника.
10. Восприятие картины.
(слайд 17)
Портрет «Генералиссимус Суворов 1907 год.»
Русский музей, Санкт-Петербург.
Вопросы к парам о замысле в картине Сурикова, на который один ученик дает однозначный ответ, на другой развернутый. Заранее обсуждая между собой ответы.
Образ Суворова?
Правильно ли поступил Суворов поведя за собой войска?
или
Какие чувства у вас вызывают солдаты из армии Суворова?
Страшно ли вам было бы на месте тех солдат? Создай паспорт.
Работа по парам.
Развитие внимания учащихся, формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.
Обсуждение.
Толстый и тонкий вопрос.
7. Рефлексия. •Как бы вы назвали урок?
•Что было самым важным на уроке?
•Зачем мы сегодня на уроке…?
•Какова тема сегодняшнего урока?
•Какова цель урока?
(Слайд 18) обобщить, сделать выводы
8. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Домашнее задание подготовить иллюстрацию с изображением солдата из армии Суворова. Командир командует "Урок окончен"
запись домашнего задания в дневник