Презентация к элективному курсу Познание мира по картам (9 класс)


Презентация ЭЛЕКТИВНого КУРСа по географии Познание мира по картам9 класс Учитель: Проценко Татьяна Николаевна учитель географии первой квалификационной категорииМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ДОЛИНАФЁДОРОВСКОГо РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Сегодня это трудно себе представить, но всего пятьсот лет назад обычный школьный глобус мог бы стать настоящим сокровищем. Сведения о вновь открытых землях ценились чрезвычайно высоко, и точная географическая карта могла принести своему обладателю огромное состояние… Вы узнаете, как от гигантской черепахи, лежащей на спинах слонов, наука добралась до точнейших измерений, выполненных с помощью суперкомпьютеров, способных проследить полет цветочной пыльцы, и разгадать тайны глубинных океанских течений. Романтическая эпоха Великих географических открытий еще не закончена.Из этого курса вы узнаете, как менялись представления человека о Земле и как развивалось искусство картографии. Цель элективного курса: расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы и является подготовкой к ГИА по профильным предметам. Цель элективного курса Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 9 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа элективного курса «Познание мира по картам» составлена по программе «Элективные курсы. Предпрофильные и профильные» автор Н. В. Болотникова. Сроки реализации программы -картографическими (топографической и географической картами, глобусом),- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), -профилями, диаграммами, рисунками, схемами . Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности. Формы работы 1. Определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния между ними, направления. 2. Ориентироваться на местности по плану, топографической карте, аэрофотоснимку. Читать топографическую карту, составлять по ней описание местности.3. Свободно читать и анализировать тематические карты. Пользоваться системой условных обозначений, сочетать тематические карты с другими источниками информации4. Определять простые картографические характеристики объектов5. Оценивать по тематическим картам основные количественные показатели объектов 6. Строить по картам диаграммы и профили.  Планируемые результаты. Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности. Тема 2. Топографическая карта.Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.Тема 4. Свойства географической карты.Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.Тема 6. Географическая карта как источник знаний.Тема 7. Обобщающее повторение. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Картография как наука. Картография – это наука об изготовлении всех видов карт и планов, включая съемку и печать, наука техники, искусства создания и оформления карт, предполагает также обучение их использованию. Картография – это наука о картах как особом способе отображения действительности, наука их создания и использования. Тема 1. Что изучает картография Основные свойства топографической карты. Топографическая карта по содержанию общегеографическая. Как и у всех карт, на ней есть линии градусной сетки, по которым определяются направления, географические координаты. Главное о т л и ч и е топокарты от мелкомасштабных: эта карта крупного масштаба с очень подробным и точным изображением небольшой по площади местности. Этим признаком топографическая карта сходна с топографическим планом местности; у них также одинаковая система условных знаков и способ изображения рельефа – горизонталями. Отличие в том, что планы имеют масштабы 1 : 5000 и крупнее, при которых можно не учитывать кривизну земной поверхности. Топографические же карты выполняются в масштабе 1 : 100 000 и крупнее, но иногда возникающие искажения настолько незначительны, что их можно не принимать в расчет (см. рис. 1).Топографические карты имеют широкое применение во всех областях деятельности человека, в которых необходимо использование очень точного подробного изображения местности: в строительстве, транспорте, во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, в военном деле, туризме и других отраслях. Тема 2. Топографическая карта Тема 3. Практические работы по топографической карте По топографической карте можно дать оценку природным условиям для возможного использования, а также сделать выводы о характере воздействия человека на природу, о степени ее изменения. Сопоставление карт одной и той же местности, но сделанных в разное время, поможет выявить причины состояния геокомплексов и прогнозировать возможные их изменения. При изучении географии или истории вы использовали много карт, различающихся по признакам, названным вами при выполнении задания. Но у всех карт есть что-то общее. Если мы назовем эти общие признаки в форме предложения, то, по законам логики, сформулируем определение общего понятия «географическая карта», которое называют суждением: «Картой называется уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в определенной картографической проекции с использованием системы условных обозначений».Тема 4. Свойства географической картыГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – МОДЕЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Карта является одним из основных источников географических знаний. У вас уже есть большой опыт работы с географическими картами. Вы составляли описания объектов, стран, выявляли связи и между компонентами природы, и в территориально-производственном комплексе и многое другое. Для того, чтобы рационально (то есть экономно во времени и в затрате сил) пользоваться географическими картами как на уроках, так и по окончании школы – в повседневной жизни при решении разнообразных практических задач, надо не только понимать сущность карты как модели земной поверхности, но и научиться способам деятельности – приемам самостоятельной работы, связанным с содержанием знаний о карте. Тема 5.Приемы самостоятельной работы с картой Географическая карта – основной источник знаний.При решении разнообразных учебных и практических задач по географии в школе и в жизни главным и ничем не заменимым источником знаний была и остается географическая карта. Преимущество карты как источника знаний заключается в том, что она содержит информацию не только о самом главном, существенном в объектах, явлениях, но и как наглядное пособие дает представления об их пространственном размещении, о пространственных связях, об особенностях большой территории в целом. По картам одной и той же территории, но составленным в разное время, можно определить закономерности ее изменения во времени и пространстве.Тема 6. Географическая карта как источник знаний Практические задания и работы. 1. Что называется географической картой? Заполните логическую схему «Классификации географических карт» и продолжите ее 2. Почему географическую карту называют моделью земной поверхности? 3. Сравните как модели географическую карту и глобус. Сделайте вывод о достоинствах и недостатках каждой модели. 4. Почему географическую карту называют «вторым языком географии»? 5. Почему на географической карте неизбежны искажения изображений? Приведите примеры искажений. 6. Объясните, можно ли определить масштаб географической карты, глобуса, топографической карты, если вдруг окажется, что он не обозначен на них. Тема 7. Обобщающее повторение Т о п о г р а ф и ч е с к а я и г р а «Знатоки идут по следу» (или «Виртуальное путешествие по географической карте»). Внимательно прочитав описание «кадра», необходимо найти на карте точку, о которой говорится, затем следующую, пока не будет восстановлен весь маршрут, по которому прошли туристы. Разгадывать маршрут надо последовательно, начиная с первого описания, чтобы объекты и точки их съёмки связались в единую линию передвижения туристов.Разгадывать маршрут можно в одиночку, вдвоём, втроём или целой группой, советуясь между собой, и, конечно, не только «мирно», но и соревнуясь. Победит тот участник (команда), который за отведённое время успеет разгадать весь маршрут (или его большую часть) и сделает это наиболее точно. « Знатоки идут по следу »  1. Аксакалова, Г. П. и др. Факультативные занятия по географии / Г. П. Аксакалова, Н. В. Андреев, В. П. Голов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.: ил.2. Андреев, Н. В. Основы топографии и картографии: пособие для уч-ся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1972.3. Баринова, И. И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: карт. 4. Богданова, А. А. Уроки географии: 7 кл.: пособие для учителя; из опыта работы. – М: Просвещение, 1985. – 175 с. 5. Герасимова, Т. П., Мясникова, С. В. Общая география. 10 класс. – СПб.: СпецЛит, 2001.6. География: справ. материалы: кн. для уч-ся сред. и старш. возраста / A. M. Берлянт, В. П. Дронов, И. В. Душина и др. / под ред. В. П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.: ил., карт.7. Пятунин, В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6–10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 192 с.: ил.8. Сиротин, В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6–10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998. – 144 с.: ил. Литература: