Конспект урока Лепка дымковской игрушки

Тема урока: Дымковская игрушка. Лошадка.

Цель: Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина и соленого теста; с помощью создания дымковской игрушки воспитывать любовь, бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать городецкую, хохломскую и дымковскую роспись; рассматривать и анализировать образцы и находить адекватные способы работы по созданию игрушки, освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из теста. Познакомятся с изделиями народного промысла и технологией изготовления.
Метапредметные: разовьют навыки контроля и оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей, осознанно строить свои речевые высказывания в устной форме, слушать других.
Личностные: уважать и гордиться культурой и традициями России, опираясь на освоенные знания и умения, выбирать способы реализации собственного творческого замысла в соответствии с традициями дымковской игрушки.
Оборудование: Презентация «Дымковская игрушка», образец лошадки из соленого теста, предметы хохломской и городецкой росписи, стеки, соленое тесто / белое и цветное/ в лоточках, клеенки, кисточка, маленькая розеточка с водой, инструкционная карта, цветные карандаши, дополнительная раскраска с дымковской игрушкой. На доске - тема / закрыта экраном, загадка о лошадке.
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сели поудобней и послушайте рассказ о старинном промысле - Дымковской игрушке.
Ход урока
Вступительное слово с презентацией /7 мин
Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть и нашлись замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из дерева, мочалок, тряпок, соломы Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская.
Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали село Дымково.
- А чем же славится село Дымково? \ игрушками. И называется эта игрушка дымковской/.
Все игрушки непростые,
А волшебно расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы простой узор, но отвести не в силах взор,
И пошла о дымке слава.
Посмотрите: пышный хвост
У птицы той совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,
Красной краскою горя,-
Как корона у царя.
Презентация 1- 7 слайд
Создавая игрушку, человек вкладывал в нее свою душу и верил, что у игрушки тоже есть душа.
Весной праздновали праздник проводов зимы, и назывался он в народе «Свистунья» 8 слайд

На празднике дымковские игрушки - свистульки были у всех- и у взрослых и у детей.
Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
После праздника игрушками украшали окна между рамами, и все прохожие любовались ими.
9 слайд


Лепили игрушки из местной красной глины мастера, которых называют гончары. Затем ставили в печь для обжига, чтобы они были крепкими и раскрашивали в яркие, праздничные цвета.
Какие цвета и узоры использовали в росписи? 10-11 слайды

На белом фоне- красное, оранжевое, зеленое, голубое, синее.
Узоры: полосы, волнистые линии /волны/, кружочки, точки. Они повторяются друг за другом или в шахматном порядке, соблюдая ритм.
12 слайд
Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская, но кроме дымковских существуют еще тверская, филимоновская, каргопольская игрушки.
- Мы свами недавно выполняли городецкую роспись. Давайте сравним, чем она отличается от дымковской. / сравнить фон, цвета, узоры с городецкой, хохломской / на таблицах или образцах
Самоопределение к деятельности /1 мин
-Сегодня мы будем гончарами и будем работать в гончарной мастерской.
- Как вы думаете, какую игрушку мы сегодня будем лепить? / дымковскую/
А теперь отгадайте, какую именно дымковскую игрушку мы сегодня слепим. /Загадка/
Стройный, резвый и игривый,
Челка, хвост, густая грива,
На ногах его – копыта,
Мышцы пламенем налиты,
Что же это за огонь,
Что за чудо?
Это- /конь

-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока: Лепка дымковского коня. / Поднять экран, чтобы открылась тема на доске/
-Ребята, давайте сформулируем цель урока: Научимся лепить дымковского коня.
Сравнение свойств пластилина и соленого теста /1 мин
- Мы работали с вами с пластилином, а сегодня поработаем с соленым тестом. - Скажите, каким общим свойством обладают пластилин и тесто? /пластичность/
- А кто догадается в чем отличие? /Работа из теста подсыхает/ Поэтому соленое тесто должно быть прикрыто или лежать в лоточке или пакете.
Анализ изделия 5 мин
- Посмотрите, какой конь изящный, ножки упругие, тело подтянуто, стройное, головка гордо сидит на шее, хвостик колечком. А сказочность ему придают яркие узоры.
-Давайте посмотрим, что нам сегодня поможет в работе? /Образец, инструкционная карта/ Разобрать ход работы вместе с детьми с показом приемов.
- Давайте поставим перед собой задачи: какая лошадка должна у нас получиться?
/Яркая, с соблюдением цветов, узоров, аккуратно слеплена. /
На столе – в одном лоточке-белое тесто, в другом цветное –для оформления, стеки, влажные салфетки /для чего? / По окончании работы вытереть руки.
Еще у вас есть вода и кисти. Для чего? /Чтобы склеивать детали. /хвост, голову и гриву/
Физкультминутка 1 мин
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Творческая работа / 20 мин
-А теперь приступаем к работе. Работаем со стекой аккуратно и не забываем прикрывать тесто во время работы, готовые работы ставят на картонную подставку и несут к доске на выставку.
Рефлексия / 2 мин
Оцените свою работу: нарисуйте
над изделием надо еще потрудиться -
изделие сделано хорошо -
изделие сделано отлично -

Итог урока / 5 мин
- Ребята, как вы считаете, мы выполнили цель урока- научились лепить лошадку?
-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? /дымковская игрушка/
С какой профессией вы сегодня познакомились? / гончар /
Продолжите мои предложения:
Я узнал
Я научился
Мне было интересно
- Мне понравилось, как дружно вы работали в нашей мастерской, какие замечательные работы слепили. Предлагаю погладить себя по головке.




-









13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15