Консультация для родителей первой младшей группы: Преодоление интеллектуальной пассивности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность


Современные психологи очень часто говорят об интеллектуальной пассивности детей. Сегодня часто можно слышать, что ребенок ничем не увлекается, что ему ничего не интересно. Все винят компьютеры, телевидение, школу. Так ли это? К сожалению, это так. Но почему?
Дошкольников 6-7 лет жизни мы называем «почемучками». Дети неугомонно задают вопросы, что - то исследуют.
Так почему же наши дети взрослее, начинают мало задавать вопросы?
Почему же у большинства ребят с возрастом пропадает интерес к исследованиям?
Ответ прост.
Нередко мы взрослые на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Восточная мудрость гласит: Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью у детей развивается исследовательская, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
То есть задача взрослых (воспитателей, родителей) помочь развить ребёнку исследовательскую деятельность. Ведь именно эта деятельность поможет нам вырастить ребёнка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.