Программа элективного курса по военно-прикладной подготовке «Медицина катастроф» для учащихся кадетских классов

Утверждено
на педагогическом совете
МОУ СОШ №12
Протокол № от « » августа 2014 года
Директор МОУ СОШ № 12
Е.И. Латущкина

Согласовано
на педагогическом совете
МОУ СОШ №12
Протокол № от « » августа 2014 года
Зам. директора по УВР
В.А. Карпова

Рассмотрено
на заседании методического объединения
МОУ СОШ №12
Протокол № от « » августа 2014 года
Руководитель МО
С.В. Докучаева






Программа
элективного курса по военно-прикладной подготовке
«Медицина катастроф»
для учащихся кадетских классов
муниципального общеобразовательного учреждения
средней школы №12









Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ №12
Тракторозаводского района г.Волгограда
Федотов Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории



г. Волгоград

2014 год

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс «Медицина катастроф» предназначен для учащихся 10-х классов гуманитарного и технического профиля и представляет собой коммуникативно-когнетивную линейную программу. Курс можно использовать в 8-10-х классах – по 1 часу в неделю (34 часа в год).
Программа составлена в соответствии с современной концепцией обучения «Основам безопасности жизнедеятельности», которая состоит в синтезе личностно-ориентированного и коммуникативно-когнетивного подходов.
По новизне данная программа относится к дополняющим, так как её цель:
- поддержать и развить содержание базисной программы обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-10 классах за счёт расширения тем, касающихся обучению учащихся основам оказания первой медицинской помощи.
Программа имеет практическую направленность, конечным результатом которой является:
-обучение и овладение учащимися практических навыков оказания экстренной медицинской помощи.
Курс также способствует:
- развитию универсальных способностей обучающихся, таких, как умение учиться самостоятельно, умение осуществлять и организовывать коммуникацию, умения самостоятельно принимать решения;
- расширению практики применения полученных знаний;
- психологической готовности к оказанию первой медицинской помощи.
По окончанию курса «Медицина катастроф» учащиеся смогут;
- самостоятельно определять по внешним признакам опасные для жизни пострадавшего последствия травмирования или болезненного состояния;
- самостоятельно составить алгоритм действий в экстренных ситуациях;
- правильно и быстро оказывать первую помощь пострадавшему;
- прогнозировать и решать ситуативные задачи;
- изготовить учебные пособия и презентации по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать ответственное отношение к собственному здоровью и безопасности;
- определить отношение к собственному учению в средней школе и в дальнейшем.
Учебный материал и темы занятий подобраны по принципу актуальности, т. е. рассматриваются наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в повседневной жизни.
Для успешной реализации программы используются различные формы учебных занятий:
- лекции;
- семинарские занятия;
- практические занятия;
- «круглый стол».
Все эти элементы программы способствуют практической направленности данного курса.
В рамках решения задач военно-профессиональной ориентации учащихся разработана модифицированная программа элективного курса «Медицина катастроф». Она построена на основе программы муниципального образовательного учреждения Центр дополнительного образования детей «Пост № 1» г. Волгограда «ПАТРИОТ» под общей редакцией авторов: Дзержинской Л.Б. кандидата педагогических наук, доцента кафедры анатомии и биомеханики ВГАФК, Дзержинского Г.А. педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Роль и место элективного курса «Медицина катастроф» в подготовке учащихся заключается в обеспечении всестороннего развития личности обучающихся, формировании его общей как эстетической, так и нравственной культуры, дальнейшего углубления знаний и умений в вопросах формирования здорового образа жизни.


Содержание программы

Тема 1. Основное понятие об антисептике и асептике – 2 часа.

Содержание материала. Понятие об антисептике. Механические, физические, химические, биологические способы антисептики. Основные химические антисептические растворы (раствор перекиси водорода, калий перманганат, борная кислота, раствор йода спиртовой 5%, бриллиантовый зеленый 1% спиртовой раствор, спирт этиловый). Основные биологические антисептические вещества. Бактерицидные и бактериостатические препараты. Антибиотики.
Понятие об асептике. Перевязочный материал и его стерилизация. Стерилизация белья. Хирургический инструментарий и его стерилизация. Шприцы, их применение. Обработка рук. Способы обработки рук. Ускоренная обработка рук в экстремальных случаях.
Формы занятий: теоретическое занятие, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: дидактическая наглядность: плакаты, схемы, медицинские справочники.

Тема 2. Техника наложения повязок (десмургия) – 2 часа.

Содержание материала. Разновидности повязок: защитные, давящие, иммобилизующие повязки, повязки с вытяжением, окклюзионные и коррегирующие повязки.
Мягкие повязки: клеевые, косыночные, пращевидные, контурные и бинтовые повязки. Техника наложения клеевой повязки. Техника наложения косыночной повязки на голову, плечевой и тазобедренной суставы, на голень, для поддержания предплечья и кисти. Техника наложения пращевидной повязки на нос, подбородок, теменную и затылочную область. Техника наложения контурных повязок на кисть, щеку, нижнюю челюсть, бандаж. Индивидуальный перевязочный пакет.
Правила бинтования. Бинтовые повязки: круговая, спиральная, восьмиобразная, колосовидная, сходящая, расходящая, возвращающая, перегибом. Сетчато-трубчатые повязки. Техника наложения мягких повязок на отдельные области тела: повязки на голову, на верхнюю и нижнюю конечности, нижнюю половину живота и верхнюю треть бедра, на грудную клетку.
Жесткие повязки: гипсовые повязки. Глухая циркуляторная, лонгетная, лонгетно-циркуляторная повязка. Техника наложения гипсовой повязки.
Шины. Фанерная, деревянная, проволочная и пневматическая шины. Шины Крамера и Дитерихса. Техника наложения.
Формы занятий: теоретические и практические занятия, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, показ, объяснение.

Тема 3. Основы первой медицинской помощи пострадавшим – 2 часа.

Содержание материала. Правовой аспект оказания первой медицинской помощи. Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Выявление признаков жизни и признаков смерти. Выявление признаков жизни при помощи зеркала. Точки определения пульса на артериях и выслушивания тонов сердца. Определение реакции зрачка на свет. Иммобилизация. Транспортировка пострадавшего: переноска пострадавшего одним человеком, несколькими людьми. При помощи лямки, волоком, с помощью носилок. Положение пострадавшего при транспортировке. Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.
Формы занятий: теоретические и практические занятия, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, плакаты, рисунки, документальные кинофильмы, показ, объяснение.




Тема 4. Шок – 1 час.

Содержание материала. Клинические проявления шока. Виды шоков. Травматический шок, фазы, степени. Алгоритм оказания первой медицинской помощи.
Формы занятий: теоретическое занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, плакаты, рисунки.

Тема 5. Первая медицинская помощь при кровотечениях – 2 часа.

Содержание материала. Причины кровотечения. Виды кровотечений.
Первая помощь при наружных кровотечениях. Способы временной остановки кровотечения. Временная остановка венозного и артериального кровотечений. Типичные места пережатия артерий. Остановка артериального кровотечения с помощью давящей повязки, фиксацией конечности в определенном положении, тугим круговым перетягиванием конечности. Показания к использованию кровоостанавливающего жгута. Техника наложения кровоостанавливающего жгута. Типичные места наложения жгута.
Клинические проявления внутренних кровотечений: легочного, желудочно-кишечного, кровотечения в грудную и брюшную области. Первая медицинская помощь при внутренних кровотечениях.
Формы занятий: теоретические и практические занятие, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, плакаты, рисунки, документальные кинофильмы, показ, объяснение.

Тема 6. Первая медицинская помощь при ранениях – 3 часа.

Содержание материала. Понятие о ране. Виды ран, их особенности. Клинические проявления ран: боль, зияние, кровотечение, тяжесть ранения. Инфицирование и вторичное инфицирование ран. Сепсис. Принципы оказания первой медицинской помощи. Алгоритм и техника оказания первой медицинской помощи при ранениях головы, грудной клетки, живота.
Формы занятий: теоретические и практические занятие, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, плакаты, рисунки, документальные кинофильмы, показ, объяснение.

Тема 7. Первая медицинская помощь при переломах – 5 часов.

Содержание материала. Понятие о травме. Причины их вызывающие. Острые и хронические травмы. Факторы, определяющие тяжесть повреждения. Открытые и закрытые повреждения.
Симптомы ушибов, растяжений, разрывов, сдавлений и вывихов. Разновидности вывихов. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавлений и вывихах.
Понятие о переломах. Классификация переломов. Клинические проявления переломов. Первая медицинская помощь при переломах трубчатых костей, переломах позвоночника, костей таза, повреждениях черепа.
Понятие о компрессионных переломах. Первая медицинская помощь при компрессионных переломах.
Формы занятий: теоретические и практические занятие, контрольное занятие.
Методическое обеспечение: наглядный дидактический материал: схемы, плакаты, рисунки, документальные кинофильмы, показ, объяснение.



Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем занятий
Количество часов
Дата
проведения



теория
практика
всего
План
Факт



Тема 1. Основное понятие об антисептике и асептике.
2
-
2



1.1


Понятие об антисептике. Механические, физические, химические, биологические способы антисептики. Основные химические антисептические растворы.
1


-


1





1.2
Понятие об асептике. Перевязочный материал и его стерилизация.
1

-

1





Тема 2. Техника наложения повязок (десмургия).
-
2
2



2.1

Мягкие и жесткие повязки. Техника наложения повязок.
-
1

1




2.2

Шины. Техника наложения шин.
-
1

1





Тема 3. Основы первой медицинской помощи пострадавшим.
1
1
2



3.1

Правила и последовательность выявления признаков жизни и признаков смерти.
-
1

1




3.2

Иммобилизация. Правила транспортировки пострадавшего. Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.
1

-

1





Тема 4. Шок.
1

1



4.1
Шок. Виды шока. Алгоритм оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.
1

-

1





Тема 5. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
1
1
2



5.1
Первая помощь при наружных кровотечениях. Техника наложения кровоостанавливающего жгута.
-

1

1




5.2
Клинические проявления внутренних кровотечений. Первая медицинская помощь при внутренних кровотечениях.
1

-

1





Тема 6. Первая медицинская помощь при ранениях.
3

3



6.1
Понятие о ране. Виды ран, их особенности.
1

-

1




6.2
Сепсис. Принципы оказания первой медицинской помощи
1

-

1




6.3
Алгоритм и техника оказания первой медицинской помощи при ранениях головы, грудной клетки, живота.
1


-


1






Тема 7. Первая медицинская помощь при переломах.
3
2
5



7.1
Понятие о травме. Причины их вызывающие.
1

-

1




7.2
Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавлениях и вывихах.
-

1

1




7.3
Понятие о переломах. Классификация переломов. Клинические проявления переломов.
1

-

1




7.4
Первая медицинская помощь при переломах трубчатых костей, переломах позвоночника, костей таза, повреждениях черепа.
-

1


1





7.5
Первая медицинская помощь при компрессионных переломах.
1

-

1





Итого: 17 часов
11
6
17












































Учебно-методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;
- электронная презентация, созданная средствами программы - редактора презентаций;
- комплект плакатов по различным темам курса;
- медицинские средства.

Информационное обеспечение:

1. Для учителей:
- «ОБЖ 7, 10 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ - ACT 2014 г.
- Бубнов В. Г., Бубнова Н. В., «Основы медицинских знаний», Москва, АСТ, 2000 г.
- Руина О. В., «Доврачебная медицинская помощь. Действия до прихода врача», Москва: ЗАО Центрополиграф, 2005 г.
- В.В. Шаховец, А.В. Виноградов Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях», Москва, 2007 г. Библиотечка «Военные знания».
- И.Ф. Богоявленский Справочник «Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций». Серия «Спаси, сохрани жизнь». Санкт-Петербург, 2005 г.
- журналы «ОБЖ» за 2009 - 2014 г

2. Для обучающихся:
- «ОБЖ 7, 8, 9,10 классы » Учебник для общеобразовательных учреждений под общей редакцией Ю.Л. Воробьева; АСТРЕЛЬ - ACT 2014 г.
- журналы «ОБЖ» за 2009 - 2014 г


15