Урок литературного чтения. Русская народная сказка Каша из топора.


Тема. «Каша из топора» (русская народная сказка).
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Каша из топора»;
совершенствовать навык беглого, осознанного и выразительного
чтения, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать умение выделять главную мысль прочитанного;
развивать память и творческие способности детей, умение давать оценку отрицательным и положительным поступкам героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, чтению.
Оборудование: аудиозапись, презентация по страницам сказок, раздаточный материал (старуха и солдат), атрибуты для инсценировки.
Ход урока.
Организационный момент.
(Звучит медленная музыка «В гостях у сказки», которая сопровождается маленьким клипом).


Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Татьяна Геннадиевна, а с вами я познакомлюсь во время урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие.
-А куда, вы догадались?
Правильно. Мы будем в гостях у сказки. Путь наш будет неблизкий.
А перед дальней дорогой всегда звучит напутствие.
Если очень захотеть
В сказке можно очутиться
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться!
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
Актуализация знаний учащихся.
1.Мотивация учебной деятельности.
-Вы любите сказки?
-А давайте проверим, как вы их знаете.
2.Викторина «По страницам сказок». (Презентация)
Подведение итогов викторины.




-Так что такое сказка?
(Если обратиться к толковому словарю В. Даля то сказка это-произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил, это выдумка, неправда, ложь.)

Сообщение темы и целей урока.
1.Сообщение учителя.
А.С.Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!»

И действительно, через сказку люди познают: что такое добро и зло, какие герои положительные, а какие отрицательные, учат, как поступать в различных жизненных ситуациях.
Сказки бывают разные: сказки о животных, бытовые, волшебные, авторские
и народные.

И вот сегодня в гости нас приглашает русская народная (бытовая) сказка «Каша из топора».
Мы научимся её бегло и выразительно читать. Будем учиться выделять главное в произведении, давать оценку поступкам героев, обогащать свой словарный запас.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Словарная работа.
Но прежде чем отправиться в путь, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте объясним значение некоторых слов.
Поход-передвижение войска куда-либо, дальняя дорога.
Служивый-солдат, военный.
Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.
Сметка – смекалка.
3.Словарь настроения.
-У нас сегодня необычный урок. И я хочу вам предложить поработать по «Словарю настроений». (Детям предлагается маленькая книжечка, в которой записаны слова, обозначающие настроение: «радостное», «весёлое», «счастливое», «удивлённое», «грустное»). -Когда вы будете слушать сказку, выкладывайте на парте слова, обозначающее ваше настроение на протяжении сказки.
2. Создание эмоционального фона.
В сказках всегда происходят чудеса, а чтобы наш путь продолжился, закройте
глаза и произносите за мной:
По щучьему велению,
По моему хотению.
Сказка начнись!
2.Прослушивание аудио сказки с показом слайдов.

3. Беседа
-Понравилась вам сказка?
-Назовите главных героев.
-Кто из героев вам понравился? Почему?
Физкультминутка.
(Дети маршируют, в ритме стихотворения. На слове сильного – руки сгибаем в локтях, показывая силача).Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.
Знают все ребята:
Сильного солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята:
Умного солдата
Никогда не смогут победить.
Закрепление и осмысление знаний.
1.Чтение вслух сказки отдельными учениками, цепочкой, молча.
2.Беседа по содержанию.
-Откуда пришёл солдат? (Из похода).
-Что служивый попросил у старухи? (Поесть).
-К какой хитрости прибегла старуха? (Притворилась глухой).
-Какой выход нашёл солдат? (Предложил сварить кашу из топора).
-Чему учит эта сказка? (Она показала лень и жадность бабы, а прославляет ум, смекалку простых людей).
3.Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте рецепт приготовления «Каши из топора».
(Принесла ему топор, солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить).
-Понравилась ли солдату каша?
(Всем кашица хороша, только б крупы, маслом сдобрить…)
-Какой на вкус был топор? (Он не доварился и солдат забрал его с собой).
4. Характеристика персонажей.
Работа в парах.
-Кому-то из вас понравился солдат, кому-то понравилась старуха.
-Давайте выберем слова, которые характеризуют солдата и старуху.
Стрелочками соединим их.
5121910132715-57150132715глупый
добрыйскупой
находчивый
робкий
жадный
неприветливый
изворотливый
сообразительный
смелый
хитрый
смекалистый
5.Подготовка к выразительному чтению.
-Как при чтении можно передать характер персонажей? (Интонацией, силой голоса, темпом чтения, мимикой, жестами.)
-Как солдат разговаривает со старухой? (Грубо, громко, звонко, строго).
Давайте прочтём эти строки: «Аль ты совсем глуха, что не чуешь? Ах ты, бабка!
Я те глухоту-то вылечу!»
-А как отвечает старуха служивому? (Неохотно, неприветливо, по-старчески, охая).
Прочитайте эти строки: «Вот там, на гвоздике повесь! Да нечего, родимый!»

Обобщение и систематизация знаний.
1.Работа с иллюстрациями учебника к сказке.
- Давайте озвучим кадры из сказки. Найдите отрывки из сказки, которые
соответствуют иллюстрациям.
1 отрывок к 1 иллюстрации. Встреча главных героев.
(-Здравствуй, божья старушка! Дай-ка чего-нибудь поесть…Давай топор,
буду из топора кашу варить!)
2отрывок ко 2 иллюстрации. Хитрость солдата.
(-Всем бы кашица хороша, только б малую толику круп подсыпать!...Баба принесла ему масла.)
3отрывок к 3 иллюстрации. Совместный обед.
(-Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!...Где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю.)
2. Чтение по ролям, инсценировка понравившегося отрывка.
-Посмотрите 10 секунд и найди нужные слова к этому кадру.
-Постарайтесь их запомнить.
-А теперь, кто хочет попробовать себя в роли старухи и солдата? А я помогу
вам для это преобразиться.
(Учитель достаёт косынку, фуражку, усы).
Домашнее задание.
Подготовить инсценировку отрывков сказки по выбору, придумать другой
конец сказки.
Итог урока.
1. Беседа.
-Над какой сказкой работали на уроке?
- Выберите пословицу, которая больше подходит к содержанию сказки.
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный всё промыслит.
-Чему учит сказка? Какова её основная мысль?
(Сказка учит быть находчивым, смекалистым, решительным, щедрым и высмеивает жадность, лень.)
2.Прослушивание отрывка из песни «Сказки гуляют по свету» в исполнении Валентины Толкуновой.