Конспект урока по математике по теме: «Каша из топора» (русская народная сказка) 2 класс

Конспект урока по математике по теме: «Каша из топора» (русская народная сказка) 2 класс

Предметные цели урока:
Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
Развивать мышление, внимание, память.
Метапредметные результаты:
Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности
Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.
Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Организационный момент.
Речевая разминка
- На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы полготовить наши язычки, проведём речевую разминку.
медленно, постепенно убыстряя темп
Начинаем читать с шёпота, переходя к громкому чтению
Читаем громко, переходя к шёпоту
Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению
- Наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)
«Про кашку»

Кашка-малашка
(Левая ладонь изображает миску)
Ты так хороша
(указательным пальцем правой руки мешаем «кашку»
Если добавить стакан молока
(Пальцами проавой руки «держим стакан»
Сахар и соль понемножку клади
(пальцы правой «солят» кашку
Кашку-малашку мы детям дадим
(изображаем кормление)
Проверка домашнего задания «Мальчик с пальчик»
1. беседа по сказке
- Что случилось у старухи, когда она рубила капусту?

- Куда старуха положила палец?

- Что услышала старуха из угла, где стояла лавка?

- Что увидела старуха в тряпке вместо своего пальца?

- Каким ростом был мальчик?

- Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался.

- Где находился отец мальчика?

- Зачем мальчик просится на пашню?

- Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!»

- Где сидел мальчик, когда лошадь пахала?

- Что просит барин у старика?

- Почему старик не хочет продавать мальчика?

- Сколько денег барин заплатил за мальчика?

- Куда барин посадил мальчика?

- Как мальчик убежал от барина?

- Кто проглотил мальчика?

- Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот хотел утащить овцу из стада?

- Что делал пастух после слов мальчика?

- Почему волк стал худым?

- Куда вбежал волк?

- Как решилась судьба волка?

- Какой момент сказки вы видите на иллюстрации страницы 54?

2. Пересказ по плану:
1.Мальчик из пальца.
2.Сын помогает отцу.
3.Барин купил мальчика.
4.Мальчик в брюхе у волка.
5.Спасение мальчика.
Постановка цели урока.
- Вы знаете, из какой крупы варят каши?
Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена)
1. Загадки.
До обеда сгоряча
поработает с плеча
и в итоге будь здоров,
наломает столько дров (топор)
Для чего нужен топор? (дрова рубить)
- Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?
Открытие новых знаний
1). Приём антиципации.
-Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная каша получилась! (Да, хотим.)
- А так бывает, чтобы кашу из топора варили? ( Нет, топор не варят.)
- Посмотрите на следующий слайд и скажите,
какие виды сказок мы знаем? Например чудеса происходят? (Волшебные)
- о животных
Учитель: (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей)
- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
2. Словарная разминка.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Посмеивается
Смекалка, Находчивость
Работа над произношением
Шёл, солдат, деревня, хозяюшка, топор, положить, попробовал, ест да посмеивается
Музыкальная физминутка «Стойкий солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
6). Чтение сказки «Каша из топора» учителем.
7). Чтение сказки учащимися: жужжащее чтение; выборочное чтение;
8). Первичная проверка понимания:
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
- Как старуха ответила? (Прочтите)
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)
- А потом? (крупы, масла, соли)
- Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)
- Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, что у неё ничего нет? Каким – солдат?
- Почему он так поступил?(Знал, что у хозяйки есть еда.)
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)
9). Приём «Голова-хвосты» (3 предложения)
VI. Закрепление знаний.
- Чему учит нас эта сказка?
- Каким надо быть, каким нельзя быть???
- С какой сказкой познакомились на уроке? (с русской народной сказкой)
-Какой тебе показалась эта сказка?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?
- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?
VII. Итог урока.

- К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
VIII. Домашнее задание.

15