Методическая разработка конкурса на лучший экологический отряд Спасем, сохраним, создадим!


Яковлева Наталья Анатольевна,
Ваулина Елена Александровна,
педагоги-организаторы МОУ ДО «Детский экологический центр»,
д. Фомина Ирбитского р-на Свердловской области
«СПАСЕМ, СОХРАНИМ, СОЗДАДИМ!»
Методическая разработка конкурса
на лучший экологический отряд
Аннотация.
Актуальность и ценность этого конкурса заключается в том, что он не только предполагает организацию в течение учебного года разнообразных видов деятельности (учебной, исследовательской, творческой, природоохранной и др.), но и дает возможность детям, педагогам и общеобразовательным учреждениям района представить итоги своей работы в экологическом направлении, поделиться опытом работы и творческими находками.
В методическую разработку вошли Положение о проведении конкурса и сценарий проведения конкурса на лучший экологический отряд.
Пояснительная записка.
С незапамятных времен человечество было тесно связано с природой. Сегодня в эпоху информационных технологий человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Перед нашим поколением стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания нового поколения. Важную роль в области экологического образования и воспитания играет система дополнительного образования детей.
Ежегодно муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр» Ирбитского муниципального образования организует и проводит муниципальный конкурс на лучший экологический отряд. Традиционно конкурс стартует в июне, и длится до апреля, в конце апреля проходит итоговое мероприятие, где экологические отряды представляют результаты своей деятельности в форме выставочной экспозиции и творческого выступления. Данный период времени наиболее оптимален для проведения этого мероприятия, так как в июне начинают функционировать летние оздоровительные компании при школе, где нередко формируются экологические отряды, объединения, команды. Ребята активно начинают экологическую деятельность по защите и сохранению окружающей среды своего населенного пункта, которая продолжается и во время нового учебного года до апреля (т.е. до начала итоговой аттестации).
Такие формы как творческое выступление и выставка предоставляют возможность всем участникам конкурса объективно видеть всех, а также сравнивать полученные результаты. Сравнивая результаты, участники имеют возможность не только обнаружить свой уровень, но и определить перспективные задачи, «поднять планку». Мероприятие ориентировано на детей широкой возрастной группы и приглашает к участию не только отдельных детей, но и различные детские объединения, формальные и неформальные. Итоги конкурса подводятся по двум возрастным категориям, в каждой из которых определяются победители и призеры, которые награждаются грамотами и призами. Победителям конкурса вручается фирменный кубок Детского экологического центра. Остальные участники конкурса награждаются грамотами за участие.
Цель методической разработки - помочь педагогам в организации подобных мероприятий.

Положение о проведении конкурса на лучший экологический отряд
«Спасем, сохраним, создадим!»
Основная цель конкурса – формирование у подрастающего поколения экологической культуры и экологически ответственного поведения, пропаганда и развитие детского экологического движения, экологических объединений района.
Задачи конкурса:
- пропаганда и развитие детского экологического движения, экологических объединений;
- развитие социальной активности и патриотизма у обучающихся образовательных учреждений;
- формирование у подрастающего поколения экологической культуры и экологически ответственного поведения;
- осознание значимости своей практической природоохранной деятельности;
- охрана природы и пропаганда природоохранной деятельности, восстановления и изучения природных экосистем через непосредственную практическую деятельность природоохранных объединений;
- реализация социально-значимых проектов и проведение общественно-значимых мероприятий на территории проживания;
- пропаганда деятельности детских и творческих коллективов, ориентированной на осмысление и решение локальных экологических проблем;
- пропаганда наиболее эффективных форм природоохранной работы и обмен опытом работы между участниками детских объединений;
- поощрение обучающихся, объединений и педагогов, занимающихся природоохранной деятельностью.
Участники конкурса
К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся 2-11 классов, детские объединения эколого-биологической направленности образовательных учреждений (НОШ, ООШ, СОШ, учреждений дополнительного образования), свободные объединения (классные, дворовые, дружеские и т.п.). Состав команды - не менее 10 и не более 20 человек.
Условия участия в конкурсе:
Для участия в Конкурсе необходимо заполнить и отправить на электронный адрес оргкомитета заявку на участие в конкурсе (Приложение №1) и сценарий выступления.
Команде необходимо приготовить творческое выступление отряда («Визитку») по предложенному сценарию. Продолжительность выступления не должна превышать 10 минут. Выступление должно отражать общую тему конкурса, а также экологические проблемы современности, в т.ч. регионального масштаба. Отряд обязательно должен иметь единую атрибутику: эмблему и девиз и др. При этом могут допускаться различные сценические и музыкальные приемы. Возможно использование различных жанров: фольклора, пантомимы, вокала и т.д. Предпочтение отдается авторским сценариям.
Каждая команда оформляет выставочную экспозицию в соответствии с темой Конкурса, отражающую:
достижения команды (победы в районных, областных, Всероссийских конкурсах);
интересные, уникальные дела (проекты, программы, опытническая работа, операции, акции, трудовые дела и десанты, праздники);опыт обмена результатами исследовательской работы с коллективами других учреждений, связь с общественными организациями, учреждениями, представителями органов местного самоуправления и др., занимающимися вопросами биологии, натурализма и сельского хозяйства, и т.д.;
взаимодействие со СМИ, сотрудничество с родителями, семьей.
Материалы выставки должны быть ярко оформлены в форме стендов, книжек-раскладушек, альбомов-летописей, информационных тумб, кубов и т.д. На выставке могут быть представлены фотографии, творческие работы участников отряда, отзывы и благодарственные письма, грамоты и другие награды, материальные свидетельства экологической деятельности, материалы СМИ и т.д.
Критерии оценки
выступления отряда:
- исполнительское мастерство;
- соответствие тематике Конкурса;
- использование разнообразных жанров;
- наличие отрядной атрибутики и сценический образ (внешний вид, наличие костюмов, музыкального сопровождения, декораций и др.);
- соответствие регламенту (не более 10 минут);
выставочной экспозиции:
- эстетичность, выразительность и оригинальность оформления экспозиции;
- наглядность и качество содержания информационных и методических материалов; 
- разнообразие использованных экспонатов.
Подведение итогов и награждение
Для подведения итогов конкурса создается жюри в составе специалистов – экологов и специалистов Управления образования.
Победители и призеры конкурса определяются по сумме набранных баллов за творческое выступление и выставочную экспозицию.
Итоги будут подводиться по2 возрастным категориям:
- 2-6 класс,
- 7-11 класс.
Экологические отряды – победители и призеры конкурса (1-3 места) награждаются грамотами и призами. Руководители отрядов получают благодарственные письма. Все команды, участвующие в конкурсе, получают свидетельства.
Приложение №1
Заявка на участие в районном конкурсе на лучший экологический отряд
ОУ______________________________________________________________
Название отряда __________________________________________________
 Ф.И.О., должность руководителя отряда______________________________
 Список участников отряда:
№ п/пФИО участника отряда Класс
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
 
СЦЕНАРИЙ
проведения конкурса на лучший экологический отряд
«Спасем, сохраним, создадим!»
Подготовительная работа.
Для работы членов жюри необходимо подготовить протоколы оценивания творческого выступления и выставочной экспозиции команд (Приложение 2). Для команд заранее приготовить и раздать на регистрации регламент выступления (Приложение 3). Наградные документы с пустой строчкой для названия команды готовятся заранее за 1, 2, 3 место и за участие, а также благодарственные письма педагогам. Проводится подборка звукового сопровождения мероприятия.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, звуковая аппаратура для сцены, микрофоны. Оформление сцены с помощью заставки выполненной в программе PowerPoint, транслируется на сцену через проектор.
Ход мероприятия
Музыкальное вступление (торжественная музыка).
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать в этом уютном зале участников и гостей традиционного районного конкурса на лучший экологический отряд Ирбитского муниципального образования. В этом году конкурс проходит под девизом «Спасем, сохраним, создадим!».
Ведущий 2: Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите и бережном обращении. Человек активно влияет на окружающий мир, и порой не самым лучшим образом. Матушка природа всячески пытается призвать человечество к разумному использованию ее ресурсов. Её призывы звучат стихийными бедствиями: ураганами, наводнениями, землетрясениями, но человечество, по-прежнему, плохо слышит голос природы.
Ведущий 1: Если б природа могла говорить, о чем бы она попросила человечество, что бы сказала? Может быть, нам пришлось услышать такие слова…
Демонстрация видеоролика «Природа говорит – Мать природа».
Ведущий 2: После такого обращения Матушки природы всем нам есть о чем задуматься. А нашим участникам сегодня есть о чем рассказать. Сегодня в этом зале собрались люди, которым не безразлична судьба родного края. Юные экологи, юные защитники природы! И мы рады. Что Вас много.
Ведущий 1: Для открытия конкурса я приглашаю на эту сцену ведущего специалиста по охране окружающей среды администрации Ирбитского МО...
Ведущий 2: За звание лучшего отряда сегодня будут бороться 10 команд.Поприветствуем участником конкурса:
- экологический отряд Зайковской школы №1 – отряд «Бумеранг»
- юные экологи Гаевской школы – отряд «Экоша»
- экологические активисты Килачевской школы – отряд «Муравейник»
- экологи Пьянковской школы – отряд «Позитив»
- борцы за экологию Зайковской школы №2 – отряд «Зеленый десант»
- юные экологи Бердюгинской школы – отряд «ЮНЭК»
- экологический отряд Киргинской школы – отряд «Элита»
-экологические активисты Пионерской школы – отряд «Наследники Ломоносова»
- экологические помощники Фоминской школы – отряд «SOS!»
- юные экологи Зайковской школы №1 – отряд «Знатоки родного края»
Еще раз бурными аплодисментами поприветствуем участников!
Ведущий 1: Оценивать выступления команд и выбирать лучший экологический отряд сегодня будет беспристрастное и компетентное жюри в составе:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Ведущий 2: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. О том как борются за экологию родного края нам расскажут экологические активисты Зайковской школы №2 – экологический отряд «Зеленый десант». Встречайте!
Ведущий 1: Давайте создадим чистоту и уют в наших школах и  классах, на своих улицах. И тогда завтрашний день Земли будет таким, каким  мы создадим его сегодня. С таким призывом выступают юные экологи Бердюгинской школы – экологический отряд «ЮНЭК».Встречайте!
Ведущий 2: Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ тишина… Свое слово в защиту природы готов сказать экологический отряд Фоминскойшколы -отряд «SOS». Встречайте!
Ведущий 1: Все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, А последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. Одна на всех. И другой не будет. Со своей экологической деятельностью нас спешит познакомить самый юный экологический отряд Зайковской школы №1 – отряд «Знатоки родного края». Встречайте!
Ведущий 2: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь! (Автор: Александр Кардаков)О своих экологических свершениях и достижениях готовы познакомить борцы за природу Зайковской школы № 1 – экологический отряд «Бумеранг».
Ведущий 1: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство. Об этом знают, помнят и пропагандируют юные экологи Пьянковской школы – экологический отряд «ПОЗИТИВ».Встречайте!
Ведущий 2: Экологические активисты всей планеты ежедневно борются за чистоту окружающего мира. Выступают на митингах, организуют экологические акции, призывают к осознанию проблем, создавая социальные рекламы. Внимание на экран!
Демонстрация социального ролика о проблемах экологии.
Со своей экологической деятельностью нас спешат познакомить экологи Килачевской школы – экологический отряд «Муравейник».Встречайте!
Ведущий 1: Моё село – жемчужина района!
Красивей мест не видел я вокруг.Когда в село спускаешься по склону,Так замирает почему-то сердце вдруг.
Какой простор – леса, поля, дорога…
И в сердце песня, и стихами речь.Дано природой это или Богом,Всё это мы обязаны сберечь. (Автор: Лидия Замедлина)Так заботятся и борются за чистоту родного села экологические помощники из Гаевской школы – экологический отряд «Экоша». Встречайте!
Ведущий 2: Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так давайте же будем заботиться о нем! С таким призывом выступают экологические активисты Киргинской школы – экологический отряд «Элита». Встречайте!
Ведущий 1: Печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “Научиться жить на Земле, как люди”. Экологи Пионерской школы готовы продемонстрировать на что они способны. На эту сцену я приглашаю экологический отряд «Наследники Ломоносова». Встречайте!
Ведущий 2: Все экологические отряды выступили. Теперь начнется самое трудное для нашего жюри - выбрать лучший экологический отряд Ирбитского МО. Что ж, мы отправляем наше дорогое жюри на совещание. А я Вам напомню, как будут подводится итоги конкурса. Победители и призеры конкурса определятся по сумме набранных баллов за творческое выступление и выставочную экспозицию. Итоги будут подводиться по 2 возрастным категориям. Нам остается ждать, что решат члены жюри.
Творческий номер - танец «Алые паруса».
Игра с участниками и зрителями
Ведущий 1: Пока наше компетентное жюри подводит итоги конкурса, я хочу предложить нашим участникам и болельщикам испытать свои знания, артистизм и творческое мышление, поучаствовав в конкурсах, а так же шанс заработать приз.Командиров команд я попрошу подойти ко мне и взять сигнальные флажки.
Итак, первый конкурс - «Подсказки» (Приложение 4), сейчас на экране появятся подсказки, Вы должны догадаться, о чем идет речь. Если вы догадались, то командир команды поднимает флажок, называет команду и дает ответ. За каждый правильный ответ я буду ставить балл команде в своей табличке.
Творческий номер – сольное исполнение песни «Дорогою добра».
Творческий конкурс
Ведущий 2: Человек 21 века должен не только сам принимать участие в охране окружающей среды, но и уметь убедить в необходимости этого других людей, а самый эффективный способ для этого - реклама. Предлагаю нашим участникам создать в течение 5 минут и продемонстрировать нам рекламный ролик на заданную тему. Вы можете изобразить придуманный Вами ролик лишь с помощью актерского мастерства, а можете добавить к этому нарисованные слоганы и призывы или другие атрибуты. Лучшую рекламу выберут зрители.
(Капитаны команд в результате жеребьевки получают по одной теме из следующего списка:«Реклама чистой воды», «Реклама чистого леса», «Реклама чистого поля», «Реклама охраны животных», «Реклама охраны растений», «Реклама чистого воздуха» и др.).
Творческий номер: песня «Отпустите тигренка на волю»
Ведущий 1: Члены жюри уже готовы объявить результаты конкурса и мы с нетерпением приглашаем Вас на сцену!
Звучат фанфары.
Объявление результатов и награждение победителей.
Выход команд-победителей на сцену.
Ведущий 2: Давайте поблагодарим уважаемых членов жюри за проделанную работу и объективное оценивание громкими аплодисментами.
Ведущий 1: На этом наш конкурс подошел к концу. И напоследок мне хотелось бы сказать такие мудрые слова:
«Береги природу, береги!» - 
Вечное, как мир, напоминанье. 
Льются звуки, кратки и строги. 
Новым поколеньям в назиданье. 
Береги природу на века, 
Сделай в пользу будущего выбор. 
И потомок твой издалека 
Скажет тебе доброе: «Спасибо!» 
У него не вправе ты отнять 
Не тобою созданные реки; 
Верю, сможет прошлое сказать 
Добрые слова о человеке. 
Дождь весёлый во дворе круги 
Распустил по лужам синеватым. 
Береги природу, береги, 
Ведь она ни в чём не виновата! (Автор: Марина Трофимова)Берегите природу, друзья! До свидания, до новых встреч!
Песня «Взгляни на эту Землю с высоты!»
Список используемой литературы
Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы //Воспитание школьников. № 5, 2002.
Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса живой природы. – «БЕЛЫЙ ГОРОД», М., 2009.
Финажина С.Ю. Методика организации массовых мероприятий// Дополнительное образование.№ 9, 2005.
Используемые видеоматериалы:
Некоммерческая организация Международное общество сохранения природы – видеоролик «Природа говорит – Мать природа». https://www.youtube.com/watch?v=k_iTZI0uxCI
Социальный ролик о проблемах экологии https://vk.com/video51497_169568466