Конспект урока биологии на тему «Корни растений»

План-конспект урока на тему «Корни растений»
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представления о корневой системе, видах корней, типах корневых систем; типах тканей, образующих корни; объяснить особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем, видоизменениях корней и их значении.
Развивающая: сформировать у учащихся умение сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем, используя для этого гербарии и проростки различных растений; развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
Воспитательная: осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем растений; продолжать формировать навыки грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с функциями корней, их разнообразием, типами корневых систем и видоизменениями корней;
- Прививать практические навыки по их распознаванию и определению;
- Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией;
-Познакомить с тканями, входящими в состав корней.
Методы и приёмы:
- словесные (беседа, работа с учебником);
- наглядные (демонстрации таблиц, проростков различных растений, презентация к уроку);
- практические (лабораторная работа).
Средства обучения:
- учебно-материальные (принадлежности для лабораторной работы, компьютер, интерактивная доска);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, таблицы, гербарии, муляжи).
Оборудование:
Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой; проростки пшеницы и гороха; лупы; таблицы «Типы корневых систем»; «Клеточное строение корня»; «Видоизменения корней», «Строение семян», муляжи корнеплодов.
Литература:
1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы Москва «Вентана-Граф», 2004.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс.- Москва, 2005.
3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Москва. Просвещение, 1991.
4. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Книга для учителя. – Москва. «Дрофа», 2007.
5. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий. Уроки биологии. 6 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала по теме «Строение семян».
Ученики рассказывает по таблице о строении семени фасоли и пшеницы; находят сходства и отличия в строении семян однодольных и двудольных растений, приводят примеры.
Далее задаются вопросы:
1. Каково строение семени?
2. Какое строение имеет зародыш?
3. Приведите примеры однодольных и двудольных растений.
4. Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают).
Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Подводится итог повторению.
3. Изучение нового материала.
Задается вопрос классу: Какие органы растений вам известны? Какие функции выполняют корни? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значении корня и его функции (использование интерактивной доски, показ слайдов).
Выводы записывают в тетрадях:
- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;
- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;
- запасает питательные вещества,
- служит органом вегетативного размножения.
Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Виды корней и типы корневых систем”).
Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице и интерактивной доске.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Далее учитель рассказывает, что придаточные корни отходят от стебля или листьев, боковые корни - от главного корня, главный – от зародышевого корешка.
Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель, томаты.
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске “Типы корневых систем” и интерактивной доской).
Стержневая корневая система встречается у одуванчика, клевера, колокольчика. Мочковатая корневая система - у лука, пшеницы, тюльпана.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Стержневая 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Мочковатая
С целью выработки практических умений, закрепления и углубления знаний по теме проводится лабораторная работа №8 «Определение и изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы».
Лабораторная работа №8
Тема: “Определение и изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы”.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, проростки пшеницы и гороха.
Задание 1. Определите растение.
2. Определите тип корневой системы, зарисуйте его и подпишите. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербариях типы корневых систем растений).
3. Приведите свои примеры растений, имеющие стержневую и мочковатую корневую системы.
4. Сравните проростки пшеницы и гороха. Чем они отличаются?
5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». Растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.
Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Клеточное строение корня” и интерактивную доску, слайды. Обучающиеся находят зоны корня по учебнику и называют. Показывают по таблице основные участки (зоны) корня. Называют их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Учитель рассказывает о корневых волосках и их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией (учащиеся самостоятельно заполняют 3 и 4 графы таблицы в тетради).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Затем обсуждается строение тканей и их функции. Далее обучающиеся рассматривают рисунок 63 по учебнику “Строение и зоны молодого корня” на странице 92 § 20. С помощью лупы рассматриваются проростки пшеницы и гороха.
Иногда корни растений изменяются (показ муляжей корнеплодов) и выполняют дополнительные функции. Видоизменения корней рассматриваются как приспособление к среде обитания.
Ребята, назовите, пожалуйста, видоизменения корней растений (работа по учебнику).
Обучающиеся называют видоизменения корней и привадят примеры. Сюда относятся корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни, корни-подпорки, дыхательные корни, корни растений-паразитов (работа на интерактивной доске).
Рассказ ученика о выращивания корнеплодов моркови и столовой свеклы на учебно-опытном участке школы (показ слайда).
4. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления пройденного материала обучающиеся заполняют таблицу.




Видоизменения корней растений

Видоизменения корней растений
В чем состоит видоизменение
Выполняемая функция
Примеры растений

1. Корнеплод и т.д.











Правильность выполнения таблицы оценивается.
Задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Учащиеся получают оценки за урок. Тетради с лабораторными работами сдаются учителю на проверку.
5. Домашнее задание.
1. Прочитать §19 -21;
2. Найти ответы на вопросы:
- Какие видоизменения корней встречаются в вашем огороде?
- Какие растения человеком окучиваются, и с какой целью?
- Что называется пикировкой и где она используется? Значение пикировки.
- Какие растения вами выращиваются в огороде, используя пикировку?
3.








13PAGE 15


13PAGE 14715




15