Статья Школьные трудности. Плохо читает… С ошибками пишет… О дисграфии и дислексии у детей


Школьные трудности
Плохо читает... С ошибками пишет...
О дисграфии и дислексии у детей
Учитель – логопед 1 категории Верещагина Л.Ю.
Среди первоклассников, лишь приступающих к овладению азами грамотности, встречаются дети, обучение которых идет не так гладко, как хотелось бы. Правда, поначалу это не слишком бросается в глаза. Просто ребенок чуть хуже других запоминает буквы, не так четко различает звуки при чтении, переставляет и заменяет слоги в словах. В то же время ребенок остается веселым, активным, его умственное развитие соответствует возрасту. Однако постепенно его отставание от других становится заметным: другие дети читают и пишут всё быстрее и лучше, а он не может применить старательно заученные правила, читает с трудом, очень медленно, по слогам и часто не понимает прочитанного, пишет постоянно с ошибками и не видит их, когда проверяет написанное. Это вызывает непонимание и раздражение родителей и учителей, ребенка начинают стыдить, обвиняют в лени.
Мало-помалу у малыша развивается ощущение собственной неполноценности. Чтобы избавиться от этого ощущения, он старается поменьше думать об учебе, начинает уделять ей все меньше внимания — все равно ведь у него ничего не получится. Другое дело — игра. Когда он играет во дворе с приятелями, никому особо не интересно, как он учится. А в игре он ничуть не хуже других! Теряя интерес к школе, ребенок остается активным во всем, что не касается учебы. Он с удовольствием помогает по дому, играет в компьютерные игры, поет, занимается спортом. Это лишний повод для родительских упреков: «Тебя интересует всё что угодно, кроме учебы!».
Учителя такого ученика или постоянно дергают вопросами и, не получая правильных ответов, снова и снова ругают за невнимательность, или стараются просто не замечать его, не спрашивают на уроках, усаживают за последнюю парту. В следующий класс его переводят со скрипом. И так год за годом.
А все дело в том, что ребенок страдает специфическими нарушениями чтения и письменной речи — дислексией и дисграфией. Степень нарушения может быть разной: от легкой, когда ребенок часто совершает орфографические ошибки определенного характера, до тяжелой. В этом случае ребенок в течение нескольких лет не способен научиться правильно читать и писать: при чтении искажает звукослоговую структуру слов, пишет с огромным количеством ошибок (путает глухие и звонкие согласные, переставляет слоги), его речь изобилует грамматическими погрешностями, он пытается не прочитывать, а угадывать слова и еще больше путается, зачастую бывает нарушено понимание слов, предложений, текста.
Причины возникновения дислексии и дисграфии многообразны. Здесь и наследственная предрасположенность, и осложнения в период беременности (когда будущая мать переносит те или иные заболевания или подвергается эмоциональным стрессам), и неблагоприятное течение родов (тяжелые, затяжные или, напротив, стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы), и различные заболевания и травмы центральной нервной системы уже после рождения.Развитие дисграфии и дислексии часто происходит на фоне задержки общего психического и речевого развития детей. Постоянная не успеваемость в учебе при отсутствии правильной поддержки и понимания могут привести к сложным изменениям в психике ребенка. Помимо того, что появляются неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, в тяжелых случаях развивается депрессивное состояние и даже агрессивность.
Для того чтобы помочь ребенку, предстоит прежде всего выяснить, в самом ли деле можно говорить о дисграфии и дислексии, или все это — следствие педагогической запущенности, так что необходима лишь помощь репетитора, разумная организация занятий и повторное изучение того, что не было воспринято.
Диагностику дислексии и дисграфии осуществляет логопед, применяя специальные нейро-психологические методики. Для подтверждения диагноза проводится обязательное врачебное обследование, в ходе которого выявляются возможные поражения речевого центра в мозгу ребенка и другие неврологические отклонения.
Как правило, заболевание требует комплексного курса медикаментозного лечения, курса (или повторных курсов) занятий с логопедом и психологической поддержки. В тяжелых случаях нужна помощь психотерапевта или психиатра, назначающего медикаментозное лечение. Увы, не стоит надеяться, что даже такая мощная комплексная терапия за короткий срок полностью избавит ребенка от всех проблем. Да, такое лечение сделает проявления дислексии и дисграфии менее выраженными. Логопед научит ребенка проверять себя при выполнении письменных заданий и правильно понимать прочитанное, что значительно улучшит его школьные успехи; но круглым отличником он вряд ли станет. И полученные навыки придется постоянно поддерживать в домашних занятиях.
         «Дислексики» и «дисграфики», как правило, хорошо воспринимают устную речь, так что усвоение ими нового материала после того, как учитель объяснил его в классе, не затруднено. В этом существенную помощь могут оказать ребенку взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух. Впрочем, непосредственное присутствие их даже не обязательно: можно записать на магнитофон несколько параграфов впрок, выполняя все дающиеся к тексту задания. Когда будет нужно, ребенок прослушает запись и легко усвоит материал.
Хочется предостеречь родителей: ни в коем случае нельзя зацикливаться на преодолении дисграфии и дислексии, посвящая этому все свободное время. Ребенок и его домашние должны жить полноценной жизнью. Очень важно постараться нащупать области, в которых ребенок наиболее успешен. Бездарных детей не бывает, каждому ребенку отпущены какие-то таланты. Выяснить это можно не столько выспрашивая ребенка, что ему больше нравится, сколько целенаправленно наблюдая за ним.
Естественно, в поиске и реализации задатков ребенка огромна роль родителей, тесная связь их педагогами. Но часто у родителей, по их словам, не хватает на это времени. Ссылки на загруженность работой понятны. Но ведь есть выходные, есть праздники. Есть, в конце концов, отпуск, который можно посвятить общению с ребенком. Каждый ли из нас может с уверенностью сказать, что сделал всё, чтобы помочь ребенку? Да, порой бывает тяжело. Но ведь это наш ребенок, и мы можем лучше других помочь ему. Если захотим.
Как же определить, готов ли ребенок к овладению навыками письма и чтения?
Конечно же учитель не может проследить, все ли в развитии ребенка было благополучно, все ли процессы, влияющие на овладение письмом и чтением, достаточно сформированы. Такое специальное исследование готовности ребенка к овладению письмом и чтением проводит логопед при поступлении ребенка в школу.
Учитель, в свою очередь, может:
узнать у логопеда об индивидуальных речевых особенностях детей своего класса;
обсудить характер предстоящих трудностей детей, входящих в «группу риска»;
выработать вместе с логопедом индивидуальный коррекционный план обучения письму и чтению таких детей и учитывать его при подготовке уроков в своем классе;
консультироваться с логопедом по вопросам преодоления возникающих трудностей письма и чтения у детей, не вошедших в «группу риска»
выполнять на уроке рекомендации логопеда по организации и содержанию процесса обучения письму и чтению детей, имеющих такого рода трудности;
информировать логопеда о трудностях в овладении навыками письма и чтения у конкретных учащихся для того, чтобы логопед как можно раньше начал оказывать ему помощь.
 
Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?
Сразу хочется отметить, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду.
Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии , специфичны ( они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.
Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.
1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).
2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)
· парные звонкие и глухие согласные;
· лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
· заднеязычные согласные К, Г, Х
· сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
· свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
· аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С
3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).
4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.
5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».
6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.
7. Отсутствие обозначения границ предложения.
8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).
 
О чем должен помнить учитель, работающий с детьми с нарушениями письма и чтения?
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.
Рекомендации: Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.
Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
2. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат.
Рекомендации: Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.
Вы можете давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.
Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в из различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
Это общие приемы, которые помогут вам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.