Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Природа и творчество

Департамент образования администрации Орловской области
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области
дополнительного образования детей
«Орловская станция юных натуралистов»



Принята на заседании Утверждаю:
педагогического) совета Директор БОУООДОД «Орловская станция юных натуралистов»
от «___» ______ ___ ___ .2016 г. Т.И.Грекова
Протокол № _______ «___ » _________ _ 2016г









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Природа и творчество»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год








Автор-составитель:
Баумова Лидия Дмитриевна, педагог
дополнительного образования






г. Орел 2016 г.


2. Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы - естественнонаучная.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. И поэтому можно говорить о том, что проблема повышения экологического культурного уровня всего человечества стоит сейчас - как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы, а это уже вопросы социальной экологии. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Все вышеперечисленное демонстрирует необходимость активизации экологической науки и повышения эффективности экологического образования и воспитания для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, сред жизни от нарастающего кризиса, касающегося всей планеты.

Вот поэтому программа «Природа и творчество» направлена на обучение детей начальных классов основам экологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному.
Программа направлена на:
формирование у обучающихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов;
развитие творческой личности;
нравственного воспитания;
любознательности и наблюдательности;
навыков исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии программы (направленность курса).
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Программа предусматривает межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, технологией, изобразительным искусством.
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Природа и творчество»:
по содержанию является естественнонаучной направленности;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации – кружковой;
по времени реализации – одногодичной подготовки.
Отличительной особенностью программы является и то, что программы заключается в расширении контактов обучающихся с природой, вовлечении их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды, изучении программы родного края, освоении методов оценки ее состояния. Программный материал способствует углублённому изучению окружающего мира. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед, придаёт программе особую роль - развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность.
Адресат программы.
Образовательная программа «Природа и творчество» представляет собой модифицированный вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении естественнонаучной направленности. Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 7 до 8 лет со сроком реализации 1 года.
Курс разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей младшего школьного возраста в пределах ФГОС второго поколения, а также в рамках теории восстановительной медицины «Здоровье здоровых» (А.Н. Разумов) и теории здорового образования (М.Л. Лазарев). Материал курса написан и систематизирован с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста: как здоровых, так и соматически ослабленных, а также в зависимости от разного уровня их психического развития.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с учебным планом в объединении «Природа и творчество» сформирована постоянная группа учащихся одного возраста.

ЦЕЛЬ программы:
заинтересовать обучающихся начального звена проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой;
- воспитывать творческую и целеустремлённую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать и добиваться положительных результатов;
- раскрыть законы взаимоотношений меду человеком, культурной и природной средой на основе имеющихся у ребят знаний;
- дать представление о науке экологии;
- изучать растительный и животный мир родного края;
- научить детей самостоятельно ставить проблему, выдвигать гипотезу, задавать научные вопросы и искать для них решение;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
           Развивающие:
- развивать экологическое мышление, познавательный интерес через проектную деятельность;
- развивать познавательный интерес детей, творческую активность и коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки проектного поиска.
Воспитательные:
- воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать;
- воспитывать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;
- активизировать деятельность детей посредством сотрудничества и создания ситуаций успеха;
- формировать культуру поведения в природной и социальной среде;
- формировать основы здорового образа жизни;
- воспитывать экологически грамотного человека.
3. Календарный учебный график.
Программа рассчитана на 1 год. Начало занятий со 01 сентября по 31 мая. Количество учебных недель - 36. Количество часов - 144 часа в год. Режим работы: 4 часа в неделю продолжительность времени - 1час. 20 минут. Сроки промежуточной аттестации: май, 2017 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 144.
4. Содержание программы
Учебно-тематический план

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля



Всего
теория
практика


1.
Природа осенью
20
10
10
Стартовый контроль

2.
Живая и неживая природа осенью и зимой
30
16
14
Разгадывание кроссвордов.

3.
Красная книга России
24
12
12
Промежуточный контроль. Защита проекта

4.
Неживая и живая природа, связь между ними.

40
20
20
Тестирование.

5.
Необычное рядом!
30
15
15
Итоговый контроль



144
73
71




Содержание программы
1. «Природа осенью» (20 часов).
Теория. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
Задачи. Учить работать с приборами, созданными для наблюдения (биноклями, лупами, микроскопами); развивать внимание, наблюдательность и мышление; воспитывать чувство коллективизма.
Теория. Учебный диалог. Даётся понятие любознательности. Любознательность - это выраженное исследовательское качество.
Практическая работа.
Задание 1. Деревья и геометрические фигуры. На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья. Наблюдение. Классификация, вывод. Зарисовки. Творческие работы в виде полуобъёмных аппликаций.
Задание 2. Эксперимент с микроскопом или лупой. Наиболее интересные научные открытия сделаны методом наблюдения. Многие учёные работают с точными приборами, увеличивающими изображение в миллионы раз. Работа с лупой. Рассмотреть кусочек кожицы лука через лупу. Обсуждение увиденного, рисование.
Вывод.
Рассказ детей о том, какую тему они выбрали для исследования. Домашнее задание. Продолжить сбор материала по теме.
2. «Живая и неживая природа осенью и зимой» (30 часов)
Тема. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний периоды.
Задачи. Развивать наблюдательность; умение действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к формированию умения составлять алгоритм в соответствии с моделями; умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности материалов и представлять их в системе взаимодействия и взаимосвязи; формировать внимание учащихся; способствовать приобретению коммуникативных умений; учить высказывать своё мнение, анализировать видеть главное, делать обобщение.
Теория. Маршрутный лист. Составление вопросов. Подготовка к занятиям и экскурсии в осенний и зимний период. Сбор опавших листьев, хвоинок, веточек и плодов. Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Чтение рассказов «Как растения к зиме готовятся», «Идёт ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «Как узнать хвойные растения».
Практические задания. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев.) Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковый слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налётом). Зарисовка иллюстрации листьев. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Экскурсия с привлечением родителей в осеннюю посадку.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»
Тема: Презентация исследовательской работы по теме «Лиственные и хвойные деревья региона».
Задачи. Учить детей кратко и точно передавать содержание исследовательской работы; учить правильно задавать вопросы по содержанию и отвечать на них; формировать умение анализировать прослушанные работы.
Защита исследовательских работ.
Выступление детей. Обсуждение вопросов и ответы по теме.
Подведение итогов по прослушанным работам, выбор лучших выступлений
Игры «Узнай дерево по форме», «Конкурс загадок», «Узнай дерево по листьям».
Практика. Изготовление поделок из природного материала.
Теория. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние и зимние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

3. «Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны» (24 часа).
Цель: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных.
Задачи: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.
Теория. Изучение теории создания Красной Книги. Изучение животных и растений, занесённых в Красную книгу»
Практика. Подготовка проекта и защита его. Изготовление Красной книги (коллективная работа). Экскурсия в Национальный парк «Орловское Полесье».
4. Неживая и живая природа, связь между ними (40 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними.
Задачи: научиться наблюдать звёздное небо; научиться находить на нём изученные созвездия; пользоваться атласом – определителем и другими источниками информации.
Теория. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Просмотр документальных фильмов «Солнце – звезда», «Чёрные дыры».
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Практика. Изготовление модели «Солнечная система», книжек малышек «Зодиакальные созвездия». Творческие работы: «Небо своего настроения», «Небо сегодняшнего дня» и другие.
Комнатные растения и уход за ними.
Задачи: научиться узнавать и называть комнатные растения; узнать их роль в жизни человека; научиться ухаживать за комнатными растениями;
Теория. Какие комнатные растения мы уже знаем. Работа с разными источниками информации. Роль комнатных растений в жизни человека. Правила ухода за комнатными растениями.
Практические работы. Приемы ухода за комнатными растениями. Выращивание комнатных растений для озеленения школы. Решение проектной задачи по озеленению школьных коридоров. Создание проекта и защита его.
Тема. Образы природы в геральдике. Глобальные проблемы взаимодействия человека и природы
Задачи. Рассмотреть тесную взаимосвязь человека и природы и доказательство того, как образы природы отображены в геральдике разных стран; развивать умения выявлять проблему, строить гипотезу; формировать внимание учащихся; способствовать приобретению коммуникативных умений; учить высказывать своё мнение, анализировать видеть главное, делать обобщение.
Рассмотреть как символы многих государств – гербы – это, как правило, изображения животных. В геральдике каждое животное и растение несёт своё определённое значение. Найти доказательства того, что чаще всего символом жизни и связи времён (прошлого, будущего и настоящего) является дерево, колосья – символом благополучия, рыба – символ – богатства и т.д.
Практические задания. Рисунки гербов и знамён любой эпохи, любого времени и государства.
Тема. Презентация исследовательской работы
Задачи. Учить излагать добытую информацию, сталкиваясь с другими взглядами на проблему; учить убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Праздник «Защита исследовательских работ».
Выслушивание детей.
Анализ прослушанного с помощью вопросов и ответов выступающих.
Подведение итогов прослушанных работ, выбор лучших.
Вывод. У каждого в работе есть свои изюминки (назвать их или попытаться, чтобы дети сами услышали и увидели эти изюминки).
Тема. Земля для всех одна, а искусство – такое разное.
Задачи. Развитие эмоционально – эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно – прикладного искусства; формирование эстетических представлений и художественных умений в работе с цветом, с графическими средствами;
Эмоционально – эстетическое восприятие произведений живописи, графики, декоративно - прикладного искусства. Отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов и сюжетов, приёмов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира. Познакомить со средствами декоративной композиции, приёмами декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм. Всё это рассмотреть на примерах Жостово, лоскутная мозаика, Гжель, Хохлома, М.Нестеров «Осенний пейзаж»,
А. Дейник «Гладиолусы с рябиной», Б. Щербаков «Рожь поспевает» и др.
Практические задания. Творческие задания: рисунки по теме, роспись подносов цветочными узорами Жостово, конструирование коврика - циновки из полос по мотивам традиционных изделий народов мира.
Создание проекта по выбору одного из народных промыслов: Жостово, Гжель, Хохлома, Мезень и др.
Тема. Презентация исследовательской работы
Задачи. Учить излагать добытую информацию, сталкиваясь с другими взглядами на проблему; учить убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Праздник «Защита исследовательских работ».
Выслушивание детей.
Анализ прослушанного с помощью вопросов и ответов выступающих.
Подведение итогов прослушанных работ, выбор лучших.
Вывод. У каждого в работе есть свои изюминки (назвать их или попытаться, чтобы дети сами услышали и увидели эти изюминки).
5. «Неизведанное рядом! Опыты» (30 часов).
Тема. Почемучкины вопросы. Свойства воздуха.
Задачи. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания, что воздух – условие для жизни всех живых существ на Земле.
Практика. Опыты. Делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.
Фокус «Сухим из воды», «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». Опыты «Волшебный круг», «Излучение»
Тема. Весна – красна.
Задачи. Уметь выражать свои чувства, ощущения словами, обобщать и систематизировать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Практика. Экскурсия «Чем пахнет Весна?», обобщающее повторение «Я – человек», КВН «Тайны и загадки».
Методика диагностики по картинкам. Итоговый контроль.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий:

К концу учебного года учащиеся должны знать:
- мир растений: узнать о разнообразии растений, о значении растений, о вечнозелёных растениях, о хвойных растениях.
- как устроена Красная книга;
- какие растения и животные в неё занесены;
- планеты Солнечной системы;
- что находится самое необычное рядом;
- правила поведения в природе;

Уметь различать
- растения лугов, болот, водоёмов, лесов.
- проделывать опыты.
- делать небольшие сообщения.
- выполнить исследования;
- создать проект;
Уметь:
- изготовлять наглядные пособия;
- распознавать лиственные и хвойные деревья;
- распознавать птиц в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
Иметь представления:
- о науках: биологии, экологии, ботаники, зоологии.
К концу учебного года учащиеся должны знать историю создания Красной книги (растения и животных, которые в неё занесены).


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я - концепции социальной роли ученика; рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
форма выполнения учебных действий материальная/материализованная; речевая, умственная;

степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.


Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнении;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.

построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
выбор эффективных способов решения задач;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение.

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Образовательные (предметные):

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. Условия реализации программы.
Материально – техническое оснащение.
Характеристика помещения для занятий: это классная комната 7м х 9м, с ростовой мебелью, хорошо проветриваемым помещением.
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы:
стенды;
таблицы;
фотоальбомы;
стенгазеты;
дидактический материал для проведения занятий и педагогического контроля занятий учащихся;
коллекции минералов;
географические, геологические карты России и области;
глобус;
тетради, ручки, карандаши, фломастеры, альбомы;
микроскоп;
гербарии;
дидактические игры, кроссворды, викторины;
- картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, гвозди, скотч;
пластиковые бутылки;
полиэтиленовые пакеты;
документальные экологические фильмы;
компьютер, диски по экологии.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Принтер лазерный.
3. Мультимедийный проектор, экран.
4. Магнитофон.
5. Музыкальный центр.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Компасы.
2. Термометры.
3. Наборы муляжей овощей и фруктов. 4. Набор предметных картинок. 5. Наборное полотно.
Информационное обеспечение.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.
«Уроки Кирилла и Мефодия».
Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1- 4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).
Интерактивное учебное пособие «ОБЖ. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Плешаков «Атлас – определитель».
Плешаков. Энциклопедия «От земли до неба» - 18 штук.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования – Баумова Л.Д.
Медицинская сестра – Савосина Г.Н.

Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
№ п/п
Название раздела, темы
Формы аттестации/контроля





1.
Природа осенью
Стартовый контроль. Творческая выставка. Дипломы участников районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней. Защита проектов.

2.
Живая и неживая природа осенью и зимой
Творческая выставка. Разгадывание кроссвордов. Дипломы участников районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней. Защита проектов.

3.
Красная книга России
Промежуточный контроль. Защита проектов.

4.
Неживая и живая природа, связь между ними.

Тестирование. Дипломы участников районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней. Защита проектов.

5.
Необычное рядом!
Итоговый контроль. Дипломы участников районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней. Защита проектов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Выставки;
Готовые творческие работы;
Защита творческих работ;
Защита проектов;
Участие в конкурсах районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней;
Участие в научно – практических конференциях НОУ «Умники и умницы»

8. Оценочные материалы.
Тестирование: стартовый контроль, промежуточная аттестация, итоговый контроль;
Контрольные задания; тесты; цветопись;
Методы диагностики – наблюдение, собеседование;
Диагностическая карта личностных достижений учащихся;
Карточка индивидуального развития ребёнка;
Диагностика учебных достижений ребёнка по ДОП «Природа и творчество»;
Карточка личностных достижений обучающихся;
Лист общеучебных достижений обучающихся.
СМ. приложение.

9. Методические материалы.
Краткое описание методики работы по программе:
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей по программе «Природа и творчество» представляет собой специально организованную деятельность педагога и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования отвечает следующим требованиям:
имеет развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
разнообразный как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основывается на образовательной программе «Природа и творчество» – адаптированной, и имеет едагогический мониторинг в ходе реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
базируется на развивающих методах обучения детей;
используется диагностика интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
основывается на социальном заказе общества;
отражает региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие (теорию или практику).
Сотрудничество с родителями:
1. Обеспечение (родителям (законным представителям) возможности ознакомления с:
ходом и содержанием образовательного процесса по программе «Природа и творчество»;
основными направлениями работы;
успехами обучающихся;
достижениями обучающихся.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству:
в реализации творческих работ и проектов;
в оценивании личных достижений обучающихся;
в организации и участии выставок, праздников, КВНов, заседаний НОУ «Умники и умницы»;
обмен мнениями и опыт;
анкетирование по удовлетворённости работой объединения «Природа и творчество».
Немалую роль и помощь в организации образовательного и воспитательного процесса играют родители. Основные формы работы с родителями: беседы, анкетирование, родительские собрания, творческое участие в конкурсах и праздниках, участие в заключительных мероприятиях с «Минутой славы» (вручение грамот и дипломов разных уровней).
Методы обучения.
Словесный, наглядный, практический;
Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Исследовательский, проблемный;
Игровой, дискуссионный, проектный;
Методы воспитания:
методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Средства воспитания. Средства воспитания – это источники формирования личности, в работе используются следующие:
– различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
– вещи и предметы;
– произведения и явления духовной и материальной культуры;
– природа;
– конкретные мероприятия и формы работы.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия.
В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися работаю фронтально, в группах, в малых группах, индивидуально.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

“Крепкий орешек”
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг
Отчет творческих коллективов в конце учебного года, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

«мозговой штурм»;
Открытое занятие;
Практическое занятие;
Творческая мастерская;
Эксперимент;
Встреча с интересными людьми и другие.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Педагогические технологии.
В системе работы по естественно – научному образованию прослеживаю чёткую обоснованность целей, задач, содержания, использования методов, форм и приемов, тогда непростые природоведческие понятия становятся детям понятны и естественны. При такой работе ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.
Статическая, динамическая, вариационная деятельность учащихсяна занятиях, по моему мнению, является показателем развития у школьников умения самостоятельно учиться, умения дискутировать, рассуждать и доказывать. Здесь я использую деятельностно – ориентированные подходы к разработкам и составлению занятий, а также и аспекты технологии сотрудничества присутствуют на каждом этапе.
Использую в своей работе здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Это физкультурные минутки (ритмические, танцевальные, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), физкультурные паузы (общеразвивающие упражнения, двигательные действия и задания, гимнастика ума и др.), динамические перемены (физкультурно- спортивные, сюжетно-ролевые игры, игровые и др.). В своей работе использую так же элементы методики В.Ф. Базарного.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Использую так же методику разноуровневого обучения. Дифференцированное обучение снижает количество слабоуспевающих детей, а повышает возможность индивидуального развития каждого ребёнка и его интеллектуального роста.
В своей педагогической практике использую игровую технологию. Учебный процесс и воспитательную работу строю таким образом, чтобы в практике игровая деятельность выполняла такие функции: развлекательную, коммуникативную, творческую, диагностическую, самореализации. Использую игровую технологию почти на всех занятиях. Воспитательную работу строю таким образом, что разумное сочетание альтернативных технологий, педагогических технологий на основе усиления социально – воспитательных функций, воспитательных технологий, усиливающих социализацию личности, ведет к тому, что ребенок чувствует себя не только полноценным членом объединения «Трирода и твочрсетво», но и субъектом всей учебно – воспитательной деятельности. Умело подбирая материал к занятиям, коллективным работам, внеклассным мероприятиям, добиваюсь высоких результатов. Ребята чувствуют, что существует свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха, возможного самовыражения. Воспитательное пространство в группе способствует самореализации учащегося, обеспечивает субъектность его позиции, причем сам ученик структурирует это пространство и, следовательно, имеет возможность раскрыться в нем как личность. Также в своей практике использую следующие педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения;
технология группового обучения;
технология коллективного взаимообучения;
технология модульного обучения;
технология дифференцированного обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология исследовательской деятельности;
технология проектной деятельности;
коммуникативная технология обучения;
технология коллективной творческой деятельности;
технология развития критического мышления;
технология педагогической мастерской;
технология решения изобретательских задач;
здоровьесберегающая технология и др.


Литература для педагога

1. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 2000.
Болотина Л.Р., Лытищина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
2. Бондаренко Т.М. , Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, ТЦ «Учитель», 2012.
3. Гирндт Сюзанна. Разноцветные поделки из природных материалов / Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!)

4. Запартович Б.Б., Криворученко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М., Педагогика, 2000.
5. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
6. Куликова О.П. Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. – М.: Издательский дом МСП, 2005. – 96 с.: ил.

7. Майорова И.Г., Романина В.И., Тарнопольский Д.М., Гукасова A.M. Трудовое обучение в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
8. Новикова И.В. , Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития, 2003.

9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов, художники М.В. Дунин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 2008 с., ил. – (Сер. ил.: «Вместе учимся мастерить»)

10. Папорков М.А., Клиновская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 2002.
11. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы, Просвещение, 2013.
12. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы, Просвещение, 2013.
13. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики, Просвещение, 2013.
14. Растения и животные: Руководство для натуралиста/К.Нидон, д-р И.Петерман, П.Шеффель, Б.Шайба.-М: Мир, 1991.

15. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М., Просвещение, 2010.
16. Филенко ФП. Поделки из природных материалов. Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М., «Просвещение», 1976.

17. Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда начальных классов. – Киев: Наукова думка, 1977.

18. Формозов А.Н. Спутник следопыта. 2012.
19. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. / Художник Л.В. Кирильчева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с. ил. – (Серия: «Умелые руки»

20. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М., Просвещение, 2001.

21. Интернет ресурсы.
Список литературы рекомендуемой для детей и родителей

1. Адолюр Г.А. Заповедными тропами М., 1980.
2. Брем А.Э. Жизнь животных. 1-3 том. М., 1992.
3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.
4. Голованова Э.М. Птицы возле дома. Л., 1990.
5. Корабельников В.А., Корабельникова Т.В., Корабельников А.В. Легенды и быль о собаках. М.: Просвещение; 1993.
6. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков. 1992.
7. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов, художники М.В. Дунин, В.Н. Куров. – Ярославль: 8. 8. «Академия развития», 1997. – 2008 с., ил. – (Сер. ил.: «Вместе учимся мастерить»)

9. Плешаков Л.А. Атлас – определитель. От земли до неба. М., 2013.
10. Плешаков Л.А. Великан на поляне. М., 2013.
11. Плешаков Л.А. Зеленые страницы. М., 2012.
12. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.
13. Савенкова А.И. Я – исследователь. М., 2012.
14. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М., 1985.
15. Федоров Ф.В. Грибы. М.,1990.
16. Шапиро И.А. Загадки растения-сфинкса, Л., 1992.







Календарно – тематический план 2016 – 2017 учебного года

п/п
Дата
Тема (раздел)
Количество часов
Форма организации занятия


Форма подведения итогов


Примечания






Теория
Прак-
тика
Всего




Раздел I. «Природа осенью» (20 занятий)

1.
02.09
Вводное занятие.
Инструктаж по правилам поведения во время экскурсий, опытов, исследований.
1
1
2
Беседа.
Экскурсия «Озеленение школы».

Оформление полученной информации в виде устных сочинений и отчётов, рисунков, сообщений.


2.
05.09
Наблюдение и наблюдательность.
Экскурсия в посадку.
1
1
2
Наблюдение.
Оформление полученной информации в виде рисунков, сообщений


3
09.09
Проект «Деревья около школы»

1
1
2
НОУ «Умники и умницы». Защита проектов
Оформление полученной информации в виде презентации


4 - 5
12.09
16.09
Техника экспериментирова-ния. Полуобъёмная аппликация «Деревья»
2
2
4
Практическая работа
Экспериментирование с бумагой. Продукт работы.


6
19.09
Наблюдение. Сравнение выполненных работ с природными объектами.
1
1
2
Учебная игра
Анализ выполненных работ.
Рефлексия


7
23.09
Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований по окружающему миру.
1
1
2
Коллективная игра – исследование «Работаем с лупой».
Анализ. Рефлексия.


8-9
26.09
30.09
Эксперимент с микроскопом или лупой
2
2
4
Практическая работа
Анализ схем по объекту исследования


10
03.10
Презентация исследовательской работы
1
1
2
Защита проекта
Защита исследовательской работы.





10
10
20




Раздел II. «Живая и неживая природа осенью и зимой» (30 занятий).

11-12
07.10
10.10
Экскурсия.
«Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»

1
3
4
Экскурсия
Зарисовка осеннего пейзажа.
Подсчет ясных, пасмурных дней за месяц. Оформление полученной информации в виде рисунков, сообщений


13.
14.10
Почемучки. Составление маршрутного листа.
1
1
2
Творческая мастерская.
Выставка объёмной композиции из природного материла


14.
17.10
Извлечение информации
1
1
2
Творческая мастерская.
Подготовка книжки – малышки «Почемучки»


15.
21.10
Экскурсия.
«Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»

1
1
2
Экскурсия.
Оформление сообщений об одном из выбранных объектов. Составление коллективного проекта.


16.
24.10
Экскурсия в природу с целью определения следов на снегу.

-
2
2
Экскурсия. Коллективная игра «Кто самый внимательный?»
Оформление полученной информации в виде рисунков, сообщений


17
28.10
Видео - и фото путешествие в мир зимнего леса.
2
-
2
Путешествие
Практическая работа «Многослойные морозные узоры». Аппликация. Цветная бумага, фольга.


18.
19.
31.10 – 11.11
Практическая работа «Зимний дуб – богатырь». Аппликация. Бумажный и льняной шпагат, мешковина, упаковочный картон.
2
2
4
Творческая мастерская.
Выставка творческих работ.


20.
14.11
Рассказ об экологических пирамидах
2
-
2
Беседа.
Рефлексия. Игра «Живая пирамида»


21.
22
18.11
21.11
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.
3
1
4
Дискуссия.
Подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».


23.
24.
25.11.
28.11
Подготовка к защите своего продукта по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период».
2
2
4
Семинар
Анализ работ. Подготовка к защите своего продукта.


25.
02.12
Защита своего продукта по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период».
1
1
2
НОУ «Умники и умницы»
Защита своего продукта по теме «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний и зимний период».





16
14
30




Раздел III. «Красная книга России» (24 занятия).

26.
05.12
Идея о необходимости создания Красной книги
1
1
2
«Крепкий орешек»
Поиск информации


27
09.12
Какие цвета имеют страницы Красной книги
1
1
2
Практическая работа.
Поиск информации.
Исследование страниц Красной книги.


28.
29.
12.12
16.12
Почему страницы Красной книги являются разноцветными?
2
2
4
Семинар - дискуссия

Поиск информации
Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»


30.
31
19.12
23.12
Животные Красной книги
2
2
4
Семинар - дискуссия

Поиск информации. Подготовка сообщений.




32.
33.
26.12
30.12
Растения Красной книги
2
2
4
Семинар - дискуссия

Сообщения о любом растении или животном, занесённом в Красную книгу.
Рисунки.


34
09.01
Как можно сохранить животных и растения?
1
1
2
Семинар - дискуссия

Предположения, доводы (обосновать), предложения.


35.
36.37.
13.01
16.01
20.01
Будь природе другом. Защита проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту»
3
3
6
Защита проекта.
Решение проектных задач.
Заседание НОУ «Умники и умницы»





12
12
24




Раздел IV. «Неживая и живая природа, связь между ними» (40 занятий)


38
23.01
Что у нас над головой? Наблюдения.

1
1
2
Наблюдения
Рисунки на тему «Космос», «Модель Земли».


39
27.01
На что похожа наша планета?

1
1
2
Извлечение информации
Выставка рисунков на тему «Космос», «Модель Земли».


40.
30.01
Наша планета Земля
1
1
2
Семинар
Творческие работы: «Небо своего настроения», «Небо сегодняшнего дня» и другие.


41
03.02
Просмотр документального фильма «Солнце – звезда»
1
1
2
Извлечение информации
Изготовление модели «Солнечная система», книжек малышек «Зодиакальные созвездия».


42
06.02
Странники космоса. Кометы
1
1
2
Извлечение информации
Изготовление модели «Солнечная система», книжек малышек «Зодиакальные созвездия».



43 - 44
10.02
13.02
Черные дыры. Просмотр документального фильма.
2
2
4
Извлечение информации
Выставка творческих работ: «Небо своего настроения», «Небо сегодняшнего дня»


45
17.02
Весенний уход за комнатными растениями.
1
1
2




46.
47.
20.02
24.02
Разновидности комнатных растений
2
2
4

Сообщение о комнатных растениях


48-49
27.02
03.03
Образы природы в геральдике. Глобальные проблемы взаимодействия человека и природы.
2
2
4
Практическая работа.
Практические задания. Рисунки гербов и знамён любой эпохи, любого времени и государства.


50-
51
06.03
10.03
Презентация исследовательской работы.
2
2
4
Презентация исследовательской работы

Проектные работы «Символы России»
(можно один символ по желанию).
Оформление полученной информации в виде стенных газет, устных сочинений и отчётов, рисунков, сообщений.


52-54
13.03
17.03
Земля для всех одна, а искусство такое разное.
3
3
6
Творческая мастерская
Создание теоретической и практической базы по народным промыслам на основе детских проектов и наблюдений: Жостово, Гжель, Хохлома, Мезень, Городец, Костяное кружево, Полхов – Майдан и другие.


55
20.03

Первая помощь
1
1
2
Беседа - практикум
Практическая работа.
Повторение и закрепление материала занятия. Наложение лейкопластырного шва.



56
24.03
Сигналы тревоги
1
1
2
Беседа.
Изготовление панно с изображениями различных экстренных ситуаций.


57.
27.03
Обобщение по разделу. Размышления на тему «Природа в опасности»
1
1
2
Открытое занятие
Выставка поделок из пластиковых бутылок.





20
20
40




Раздел V. «Неизведанное рядом! » (30 занятий).





58
31.03
Почемучкины вопросы. Свойства воздуха.
1
1
2
Семинар - дискуссия
Опыты. Делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.
Фокус «Сухим из воды»


59
03.04
Знакомство со свойствами воздуха
1
1
2
Семинар - эксперимент
Анализ опытов. Опыты «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух».


60
07.04
Радуга на стене
1
1
2
Эксперимент
Опыты «Волшебный круг», «Излучение»


61
10.04
Волшебные превращения.
1
1
2
Эксперимент
Опыты со свечой, весами, пластиковыми и деревянными кубиками и другими.


62
14.04
Экскурсия.
Чем пахнет Весна?
1
1
2
Экскурсия
Словесное рисование.
Погружение в мир чувств и осязания.


63
17.04
Весна - красна
1
1
2
Дидактическая игра.
Выставка рисунков «Весна – красна»


64-65
21.04
24.04
Обобщающее повторение «Я – человек».
2
2
4
Открытое занятие
Конкурс нарисованных экологических знаков.


66-67
28.04
05.05
КВН «Тайны и загадки»
2
2
4
КВН. Работа в группах.
Повторение правил поведения на экскурсии.
Игры «Узнай дерево по форме», «Конкурс загадок», «Узнай дерево по листьям».


69-69
12.05
15.05
Лекарства в природе
2
2
4
Семинар - практикум
Создание коллективной проектной работы по теме «Лекарственные растения»


70
19.05
Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека
1
1
2
Экологическая игра «Узнай лекарственное растение»
Сбор лекарственных растений.
Защита коллективной проектной работы по теме «Лекарственные растения»


71
22.05
Беседа о лете
1
1
2
Беседа
Экологическая игра «Где что зреет»


72
26.05
Методика диагностики по картинкам. Промежуточная аттестация
1
1
2
Промежуточная аттестация
Диагностика и результативность программы «Природа и творчество». Подготовка материалов для обобщения работы по программе.





15
15
30






ИТОГО:
73
71
144









 
 
















y ° Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 715