Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Занимательная топография

Министерство образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева.

Рассмотрен на Согласовано: Утверждено:
заседании МО заместитель Директор
Протокол № от директора по УВР МОУ СОШ 32
Люманова М. В. Парамонова Д.С.






Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная топография»

Возраст обучающихся 10-12 лет
Срок реализации-2 года




Автор- составитель: Коростелева Л.П –учитель географии






г. Моршанск, 2016-2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, познакомиться с наиболее интересными приемами измерения на земной поверхности, создания и использования карт, историей создания карт.
Структура дополнительной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.
Программа позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания. Содержание общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами географии.
Современная школа большое внимание уделяет развитию личности обучающегося, включая в это понятие и овладение знаниями, и умение применять их для саморазвития. Данный курс построен с присущей человеку, а обучающимся особенно, тягой к познанию нового неизвестного.
Остроумные советы, как решить те или иные топографические задачи, простое и занимательное изложение сопровождающееся рисунками трудных топографических понятий, облегчат обучающимся овладение топографическими знаниями.
Карта поможет обучающимся рассказать о незнакомой местности и создает ее зримый образ при помощи рисунков, состоящего из знаков и линий, цветов красок, шрифтов, надписей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу обучающихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый обучающийся мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Программа содержит знания вызывающие познавательный интерес обучающихся.
Таким образом, в основу содержания дополнительного образования положено углубленное изучение карты, которая в дальнейшем поможет обучающимся при изучении тем на уроках, при подготовке домашнего задания. Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

























Направленность программы-естественнонаучная

Актуальность программы: дальнейшее совершенствование умений обучающихся работе с картами

Объем и срок освоения: 2года

Режим занятий: 1час в неделю, 34 часа в год

Ожидаемый результат: : Научить обучающихся работе с картами

Материально- техническое обеспечение: карты мира стран(физические, политические и топографические карты)
Видеофильмы (по темам)
Компасы, визирная линейка, планшет, нивелир.
Телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
Глобусы.

Информационное обеспечение:
1.Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии» М.: «Просвещение, 2003 год.
2. Б.А. Нагорный « Занимательные географические вопросы» М.: «Дрофа» 2000г. 3. Магидович «Очерки по истории географических открытий» том 5и 2 Просвещение, 1983 г.
3. «Я познаю мир. География» детская энциклопедия. Автор-составитель В.А. Маркин издательство «Астрель» Москва 2004 г.
4.В. Якубович и Г. Смирнова «Записки географического клуба» Москва Просвещение 2010г
Цель кружка: совершенствование знаний и умений обучающихся работе с картами.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование знаний о географической карте, об основных географических понятиях, географических особенностях окружающей среды, ее разнообразии и целостности; научить обучающихся ориентироваться на местности, читать географическую карту, изучить историю создания карты, применять географические знания на практике, научить извлекать различные сведения с любой карты, о любой территории и давать оценки разнообразным явлениям и процессам.
Развивающие: продолжить формирование географических умений и навыков; совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; прививать навыки самостоятельной работы со справочниками, научной литературой, другими источниками информации; развивать речевые умения.
Воспитательные: повысить интерес к предмету; воспитывать интерес к познанию, эстетическое отношение к природе; развивать уважение и любовь к Родине; способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Содержание изучаемого курса
Тема №1
Вводное занятие(2ч.)
Знакомство с планом работы кружка.
Тема №2
Кое – что из истории карты. Самые, самые древние. (4 ч.)
Тема №3
Рождение карты.(5ч.)
Тема №4
Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций (4 ч.).
Тема № 5
О Земле, глобусах, картах и планах. (3ч.).
Тема №6
Тайны топографической карты (4 ч.).
Тема№7
Что и как изображают на картах(4 ч.)
Тема №8.
Работа с глобусом и картой (6 ч.)
(5 ч.).
Тема№9
Карты нашего Завтра. (2ч.)
Использование электронных учебников, мультимедийных презентаций, материалов сети Интернет.





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п\п
Темы
общее кол-во часов
теория
практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка.

2
2
-


2.
Кое – что из истории карты. Самые, самые древние.
У истоков картографического изображения.
Карта в древнем мире.
Эпоха великих географических открытий. Чертежи русских земель.
4


3

1
1
1
1




1
Творч.
работа

3.
Рождение карты.
Путь создания карты.
Простейшие съемки (глазомерная съемка).
От аэрофотоснимка к карте.
Карта требует обновления.
О тех, кто создает и обновляют карту.


Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций.
Секрет Христофора Колумба.
Величайшие картографы древности.



5




5
1
1
1
1
1

-
зачет

4.
О Земле, глобусах, картах и планах.
Модель Земли.
Со сферы на плоскость.
Как искажаются материки на карте. О масштабах.
3
1
1
2
1


1
презентация

5.
Тайны топографической карты (4 ч.).
Азбука карты.
Расстояния и площади на карте.
С картой и компасом по маршруту. Местность на бумаге.
4
1
1
2
2


2


6.
Что и как изображают на картах
Картографические символы обозначения.
События и явления на картах.
Карта - художественное произведение.

4


2
1
1
-


7.
Работа с глобусом и картой.

Как пользоваться глобусом.
Градусная сетка на карте.
Путешествия по картам.
Измерение расстояния и площадей.
Кратчайший путь на глобусе и карте.
Решение задач по топографической карте.

6
3

1
1
1

3





1
1
1
Творч.
работа

8.
Сущность и виды глазомерной съемки (работа на местности).
Ориентирование глазомерного планшета.
Определение направлений.
Масштаб шагов.


5

1
зачет

9.
Карты нашего Завтра. (2ч.)
Использование электронных учебников, мультимедийных презентаций, материалов сети Интернет.
Космические фотоснимки.
Контроль из космоса за окружающей средой.
Применение космических фотоснимков в школьной географии.

2
2



1

1
-
Выставка творч. раьот



ИТОГО
34 часа.












































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Карты мира и стран(физические, политические и топографические карты)
Видеофильмы (по темам)
Компасы, визирная линейка, планшет, нивелир.
Телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
Глобусы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации образовательного процесса: урок, презентации.

Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, походы, экскурсии.

Педагогические технологии: компьютерное тестирование, ИКТ,






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии» М.: «Просвещение, 2003 год.
2. Б.А. Нагорный « Занимательные географические вопросы» М.: «Дрофа» 2000г. 3. Магидович «Очерки по истории географических открытий» том 5и 2 Просвещение, 1983 г.
3. «Я познаю мир. География» детская энциклопедия. Автор-составитель В.А. Маркин издательство «Астрель» Москва 2004 г.
4.В. Якубович и Г. Смирнова «Записки географического клуба» Москва Просвещение 2005г.

Список ребят

1.Черскова Виктория
2.Коржавина Мария
3.Ланкина Екатерина
4.Бабкина Марина
5.Колесникова Татьяна
6.Мещеряков Никита
7.Воропаев Николай
8.Сорокин Максим
9.Кузнецов Вячеслав
10.Шитиков Денис







Календарный учебный график


месяц
число
Время проведения
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля

1
сентябрь
03.09
11-45
урок
1
Знакомство с планом работы кружка
Каб 71


2
сентябрь
10.09


1




3









4









5










15