Урок по окружающему миру Красная книга, или возьмем под защиту

Проектный урок по окружающему миру во 2 классе.

Тема: Красная книга, или Возьмем под защиту.
Цели: формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы:
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к природе;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающему миру.
Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится:
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Познавательные. Обучающийся научится:
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- строить монологическое высказывание;
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты Обучающийся научится:
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу.


Оборудование: компьютер, детские презентации, картинки с изображением животных и птиц, запись с голосами птиц, Красная книга, рисунки детей.
Ход урока.


1.Организационный момент. Включить запись с голосами птиц. 2.Вводное слово учителя.
Берегите Землю. Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!!!
(Слайд 1)
Учитель: Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.
3. Погружение в проблему.
Учитель: Не правда ли, как прекрасны творения природы! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа.

Ученик 1. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них - за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
(ответы детей: красный цвет - это цвет опасности, означает «стоп, не губи»). ( Слайд 2)
Учитель: Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Выступления заранее подготовленных ребят.
(Слайд 3).
Ученик 2: В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на конференции был основан Международный союз охраны природы. Ученые понимали, что природа требует незамедлительной защиты! Составили список животных и растений, которые исчезли. Назвали этот список Красной книгой.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Сначала это была одна небольшая книга. Потом страниц в ней стало гораздо больше.
В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида. Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник Питер Скотт.
(Слайд 4).
4. Создание проекта «Страницы Красной книги России и Смоленской области».
Учитель: Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1978 году. В нее входят исчезающие растения (Слайд 5),
животные (Слайд 6),
грибы, лишайники, папоротникообразные (Слайд 7).
Сегодня на уроке мы будем создавать проект
«Страницы Красной книги России и Смоленской области».
1 этап проекта – были образованы группы, которые собирали материал по Красной книге России, Смоленской области и готовили материал по охране природы. Создали правила охраны природы. Класс делился на 3 г р у п п ы:
я группа - «исследователи»;
я группа - «наблюдатели»;
я группа - «художники».
«Исследователи» собирали нужную информацию о животных, занесённых в Красную книгу России и Смоленской области, используя компьютер, энциклопедии.
«Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создали правила поведения в природе.
«Художники» создали экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений, охраны природы.
2 этап проекта - самостоятельная деятельность.

3 этап проекта - защита проектов.
4 этап проекта - презентация проекта.
Учитель: Подведём итоги нашего поиска. Первая группа («исследователи») защищает свои проекты исследований.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторые животные совсем истреблены, а некоторые находятся по угрозой исчезновения. Это означает, что их мало и они тоже могут погибнуть.
Бабуров Кирилл расскажет нам о «Красной книге России».
Презентация №2.

5. Физминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево).
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Учитель: Ученые и краеведы Смоленской области ведут свою «Красную книгу Смоленской области», в которой в настоящее время охране подлежат 131 вид животных, 87 видов растений, 1 вид грибов и 2 вида лишайников. Красная книга Смоленской области, в отличие от других Красных книг, построена в строгом систематическом порядке: список животных начинается с беспозвоночных и заканчивается млекопитающими, список растений начинается с грибов и заканчивается однодольными. Книга состоит из шести частей:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О Красной книге Смоленской области нам расскажет Ефименков Егор.
Презентация №3

Учитель: Угрозой для истребления животных и растений является чрезмерная добыча на животных, охота, сбор растений Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери и птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. В это время они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом гибнут не только животные, но и растения. Именно для исчезающих животных в нашей стране созданы заповедники, заказники, национальные парки. В нашем районе тоже создан такой парк, который называется «Смоленское Поозерье». В следующем году мы с вами более подробно познакомимся с его деятельностью Постараемся туда съездить.
Это места, огромные территории, которые охраняются. Там запрещены охота и истребление животных и растений. Люди в заповедниках и заказниках занимаются не только охраной животных, запрещают на них охотиться, но и следят за размножением их, наблюдают за их жизнью, помогают в трудных условиях, например холода, засухи с кормом.
6. Будьте природе другом.
- Природа нуждается в нашей любви, помощи и защите. А как мы можем встать на защиту исчезающих животных? Что мы сможем сделать для сохранения окружающего нас мира? (Ответы детей).
А сейчас Кирилл и Егор покажут нам и расскажут, с чем они столкнулись летом. (Слайды: Закончи предложения: Презентация №4)
- Давайте послушаем наших «наблюдателей», которые подготовили правила поведения в природе и нарисовали иллюстрации к ним.
(Слайд 8)
Правила поведения в природе:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не разжигай костров в лесу.
Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
Не шуми в лесу.
Учитель: Посмотрите, какие замечательные иллюстрации нарисовали наши «художники». Мы должны всегда помнить эти правила. Ведь даже наше маленькое доброе отношение к природе может принести большие результаты!



7. Итог урока.
Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Пусть оно завершится стихотворением, которое является заветом нам с вами.
(Слайд 9).
Ученик: Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою Н Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе М Мы к ней относиться добрей!