Открытый урок по географии для 9 класса по теме : « Химическая промышленность Украины»



Открытый урок по
географии для 9 класса по теме : « Химическая промышленность Украины»
Подготовила учитель географии ош № 65
г. Мариуполя , Донецкой области
Дзецко О. В.
Тема : « Химическая промышленность Украины».
Цель урока : изучить особенности отраслевого состава химической промышленности в период НТР , принципы размещения и основные центры по территории Украины , сформировать новые понятия для учащихся как основная химия , «полимеры» , «химия органического синтеза» , обсудить альтернативные виды топлива как сланцевый газ , определить проблемы и перспективы развития отрасли .
Оборудование : экономическая карта Украины , магнитная карта с набором необходимых значков ,ученики , таблица «Межотраслевые связи химической промышленности» , атласы , документальный фильм «Последствия добычи сланцевого газа».
Тип урока : комбинированныйХод урока :
І. Географический калейдоскоп- обзор новостей в Украине и в мире за последнюю неделю. ( готовят по очереди учащиеся - 90 секунд сообщение )ІІ. Мотивация учебной деятельности .Учитель. Вряд ли кого-то из нас надо убеждать в том , что везде и всегда – на работе и дома , в городе и в деревне - повсюду нас окружает химия и рожденные ею вещества и материалы. Со дня своего рождения , еще не осознавая этого , человек вступает в общение с ней – яркие игрушки , у школьника - портфель , пенал, ручка и линейка , баскетбольный мяч и настольная лампа .
И , сегодня . эта всесильная химия , которую можно назвать мастерицей на все руки , будет темой нашего урока . ІІІ. Но это будет немного позже. А пока мы можем повторить и закрепить материал , который изучали на прошлых уроках .
На доске слова из серии « Что это? Кто это ? Где это ?»
Шлак , глинозем , уран , Антонов , шахта ,каскад , « Провиданс» ,
стан , ТЭЦ . ( обдумывает варианты ответов первый ряд )
( один ученик на магнитной карте обозначает центры транспортного машиностроения )
Для остальных учащихся разминка в виде игры « Третий лишний» : Сталь , цинк , алюминий ( ответ : сталь , так как это черный металл )
Мартен , кислородно – конверторный , доменный ( ответ : доменный , так как там выплавляется чугун )
Цинк , латунь . медь ( латунь - это сплав )
Каховская , Киевская , Углегорская ( Углегорская - это ТЭС )
Николаев , Мариуполь , Киев ( 1. Мариуполь – здесь нет судостроения . 2. Киев - не является портом
Устно : а) Какие формы организации производства характерны для машиностроения ?
б) Можно ли назвать машиностроение двигателем научно – технического прогресса ? в) Какая продукция машиностроения определяет лицо Украины в Европе и в мире ?
На доске города : Борислав
Шебелинка Антрацит
Кременчуг
Лисичанск
Краматорск
Задание : (учащиеся расставляют только цифры напротив слов )
Крупный нефтеперерабатывающий завод на востоке Украины.
Крупный центр тяжелого машиностроения . Месторождение газа в Украине .Месторождение железных руд и центр транспортного машиностроения.
Месторождение нефти в Украине.
Город- один из центров угольной промышленности.
ІV . Изучение нового материала .
Учитель: Верите вы или нет ?-что в эпоху НТР продукция хим. пром-и используется во всех областях ?- что хим. пром-ть использует в основном возобновляемые ресурсы ?- что химия создает вещества . которых нет в природе ?
- что продукция хим. пром.-и является сильным загрязнителем окружающей среды ?
- что медицина сегодня может отказаться от хим. препаратов в пользу фитотерапии ?

Учитель. Вначале урока мы с вами уже начали разговор по теме нашего сегодняшнего урока . Это химическая промышленность . Она имеет особенности перед остальными отраслями. Кроме того , что она является двигателем НТП , ( обсуждение идет в виде беседы ) --химия создает материалы . которых нет в природе ( полимеры )
--Имеет обширную сырьевую базу ( ребята называют по карте и плюс перерабатывает отходы других производств )
--Имеет возможности комбинирования с другими отраслями ( коксохимия , лесохимия )
Сырье химия берет в кладовых живой и неживой природы . Живая природа – это растительное и животное сырье . Неживая природа – минеральные и горючие полезные ископаемые . Во времена Ломоносова использовались лишь два десятка химических элементов , но ныне людям служат 90 элементов. Служат благодаря химии.
( На доске таблица « Отраслевой состав химической промышленности». )Трудно сейчас установить , что было первым химическим сырьем. Может быть , природные рассолы поваренной соли , из которой человек научился получать соль и приправлять ею пищу . Или сажа , из которой делали краски. Но скорее самым первым химическим сырьем была древесина. Лес кормил , одевал человека , защищал его от врагов .Из него человек строил себе дом ; целебным соком березы лечили больных.
1 отрасль - горно – химическая .Найдите в атласе химическое сырье ( стр. 19 )
а) поваренная соль ( ребята вспоминают основные месторождения и один ученик обозначает по магнитной карте )
Древнейшее применение соли – консервация продуктов .Мясо , обработанное солью , было главным продуктом питания участников знаменитых экспедиций - Магеллана и Колумба , Беринга и Кука . А в Голландии даже поставили памятник рыбаку , который по преданию , изобрел способ соления сельди.
Медики используют соль для получения физиологических растворов. Недостаток йода в организме - заболевание щитовидной железы (йодированная соль) .
б) калийная соль ( Калуш , Стебник )
в) сера ( Новый Роздол - Львовская область )
г) нефть и газ . И, как альтернатива им , сланцевый газ . который хотят добывать в Украине . ( Просмотр документального фильма « Последствия добычи сланцевого газа» ---2,5 мин.
Д) фосфориты.
2 отрасль - основная химия ( производство удобрений , соды , кислот )
Земледелие – одно из древних ремесел человека .Какие удобрения человек использовал с древности ? ………….
Сейчас используются три основных вида удобрения :----калийные ( там , где есть калийные соли )
----фосфатные ( около крупных сельско – хозяйственных районов, так как из 1 тонны фосфоритов получают 2 тонны удобрений ) _Сумы , Винница , Одесса.
----азотные ( около коксохимических заводов или вблизи газопроводов)
( Северодонецк . Горловка , Днепродзержинск ). Первым азотным удобрением была селитра, которую добывали в Чили.
-----сода ( Лисичанск , Артемовск , Красноперекопск )
-----серная кислота
( ученики сами находят на карте центры )3 отрасль - химия органического синтеза ) . В наш космический век человеку стал нужен необычный материал : теплый как дерево , но не подверженный гниению; прочный как сталь , но не боится ржавчины ; прозрачный как стекло , но не хрупкий. Всем этим требованиям отвечают синтезированные химиками полимеры. Это такие материалы . которых нет в природе.
-------пластмасса – в среднем в 2 раза легче алюминия. (Донецк , Луцк , Запорожье )
-------полиэтилен – одна из самых легких пластмасс . Он прессуется , шьется , сваривается , пилится , сверлится , точится , плавится. Ведра , бутылки , стаканы- прочно вошли в наш быт . Очень эффективный упаковачный материал .
---------пенопласт
----------хим. Волокна ( лавсан , капрон , нейлон )---Киев , Черкассы , Чернигов.
----------Кино-фотопленка , хим. реактивы-----( Шостка - « Свема» )
----------шины –« обувь» для автомобилей – синтетический каучук --- (Днепропетровск , Белая Церковь )
----------фармацевтика - ( Киев , Лубны , Полтава , Харьков , Львов и др.) Учавствуя в борьбе за сохранение здоровья и продление жизни людей , химия дает человеку искусственное сердце, легкие , сосуды, искусственные полимерные мышцы, не знающие усталости. Многие болезни сегодня излечимы, благодаря химии,( воспаление легких еще в конце 19века было смертельным, пока не изобрели пеницелин. Или некоторые болезни на ранних стадиях излечимы и только благодаря химии)----------лаки , краски ---( Рубежное,
Создаются предприятия коксохимии , лесохимии . В Мариуполе в 1935 году был построен « Коксохим» . В 2005 году вошел в состав « Азовстали». Основная продукция : кокс , бензол , сера , сульфат аммония , каменноугольная смола…..
V . Закрепление . ( Найди ошибку в тексте . )
Все дальше простирает свои руки химия в дела человеческие , оказывает огромное влияние на научно- технический прогресс . Украина обеспечивает себя полностью сырьем для производства органического синтеза , а также сырьем для производства минеральных удобрений . Донбасс - один из крупных химических районов , где сосредоточены крупные месторождения калийной соли -- Калуш и Стебник. Производство фосфатных удобрений тяготеет к районам сельско – хозяйственного производства , как и производство азотных удобрений . В производстве и переработке полимерных материалов большое значение приобретает производство кислот , щелочей , солей . И, все таки, химия это больше друг или враг?.. ( ребята подводят итог)...................
VІ. Домашнее задание и подведение итогов урока ( выставление оценок ).