Конспект урока музыки на тему: «Музыка Олимпийских столиц» (1-2 классы)


Тема урока: «Музыка Олимпийских столиц».
Цель: научить учащихся определять характер музыки Олимпийских игр.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Задачи:
Дать знания учащимся о символах и музыке Олимпийских игр;
Развивать навыки слушания и сравнивания музыкального материала, устойчивого пения на одном звуке и правильного интонирования при скачкообразном движении мелодии;
Вызвать эмоционально-ценностную отзывчивость на изучаемые музыкальные произведения, иллюстративный материал.
Музыкальный материал: гимн Олимпийских игр 1896 г. (Муз. С. Самараса, сл. К. Паламас); видео-клип Гимн «Сочи-2014»; песня «Я со спортом подружусь» ( муз. Д. Трубачев, В. Трубачева, слова А.И. Пилецкая).Оборудование: Фортепиано, магнитофон, проектор, мультимедийная доска, ноутбук, раздаточный материал. Иллюстрации: олимпийский символ (пять переплетенных колец); титульная страница издания партитуры и текста Олимпийского гимна 1896года; портрет Спиридона Самараса и Костиса Паламас; текст Олимпийского гимна 1896года.
Ход урока.
Организационный момент.
Посадка учащихся.
Музыкальное приветствие:
Учитель: «Прозвенел звонок»
Учащиеся: «Начался урок»
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Учащиеся: «Здравствуйте!»
Фиксирование присутствующих/отсутствующих.
Определение учащимися совместно с учителем темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Олимпийские игры – крупнейшие и самые престижные в мире спортивные состязания, которые с нетерпением ждут миллионы любителей спорта. Игры проходят один раз в четыре года. И их организация - высокая честь и большая ответственность. Наша страна выиграла право на зимние Олимпийские игры.
- Когда и где они состоятся?
Учащиеся: с 7 по 23 февраля 2014 года в г. Сочи.
Учитель: Совершенно верно, молодцы! XXII зимние Олимпийские игры и XI Параолимпийские игры 2014 года в Сочи станут первыми зимними Играми в истории России.
- А кто знает девиз Олимпийских игр?
Учащиеся: Девиз олимпийских игр - "Быстрее, выше, сильнее".
Учитель: У Олимпийских игр есть свой символ: олимпийские кольца. Давайте посчитаем, сколько их.
Учащиеся: Их пять.
Учитель: Они изображены на флаге олимпиады. Посмотрите на доску. Каких цветов эти кольца?
Учащиеся: Эти кольца окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет.
Учитель: И переплетены друг с другом. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания.
Конечно же Олимпийские игры имеют свой гимн. Впервые он прозвучал на церемонии открытия I Олимпийских игр в 1896 г., которые состоялись в Афинах (Греции). Этот гимн звучал на греческом языке, его композитором является Спиридон Самараса, на слова греческого поэта Костиса Пэламас. На экране вы видите текст гимна. В дальнейшем каждая страна, которая проводила следующие Игры, поручала своим музыкантам написать новый эксклюзивный гимн. Так происходило до проведения Летних Олимпийских игр 1960 года в Риме. 1958 Мировой Олимпийский Комитет в Токио утвердил Олимпийский гимн Самараса на стихи Паламас официальным олимпийским гимном. С тех пор этот гимн исполняется при каждом церемонии открытия Игр.
Сейчас мы с вами прослушаем самый первый гимн Олимпийских игр, а когда звучит гимн, нужно как его слушать?
Учащиеся: Стоять ровно, не разговаривать и не отвлекаться.
Учитель: Ваша задача услышать характер этой музыки, послушать, какие «киты» в ней соединяются, представить, что вы на церемонии открытия Олимпийских игр.
Прослушивание гимна Олимпийских игр. Муз. С. Самараса, сл. К. Паламас.
Учитель: Какой характер музыки?
Учащиеся: Торжественный, мужественный, величественный……
Учитель: Какие «киты» в ней соединяются?
Учащиеся: Марш и песня.
IV. Физ.минутка.
Учитель: Мы сейчас поиграем в знакомую вам игру «Три кита»: я вам исполняю танец, песню или марш а вы показываете движениями, какой из трёх китов звучит.
Учитель: Молодцы! Как вы ловко справились с заданием!
Продолжение изучения нового материала.
Учитель: А как вы думаете, у Олимпийских игр в Сочи есть свой гимн?
Учащиеся: Конечно!
Учитель: Гимн «Сочи-2014» исполняют певцы, представляющие разные музыкальные жанры: София Ротару, Филипп Киркоров, Дима Билан, Валерия, Юлия Савичева, Владимир Пресняков, Макс Покровский, Доминик Джокер, Тимати и Ратмир Шишков.
Авторы гимна – Николай Арутюнов и Карен Кавалерян. Режиссер клипа – Алексей Розенберг.
Россия является одной из величайших спортивных держав мира. В то же время наша страна еще ни разу не получала права принять у себя зимние Олимпийские Игры. Гимн «Сочи-2014» стал выражением той объединяющей идеи, с которой связана Олимпийская заявка для всех любителей спорта в России, для жителей разных регионов нашей страны, для людей разных возрастов, интересов и профессий.
Посмотрите видео-клип гимна «Сочи-2014» и послушайте, похож ли характер музыки этого гимна с самым первым гимном Олимпийских игр.
Просмотр видео-клипа Гимна «Сочи-2014». Авторы гимна – Николай Арутюнов и Карен Кавалерян. Режиссер клипа – Алексей Розенберг. Оператор – Владислав Опельянц.
Учащиеся: характер музыки этого гимна похож с первым гимном Олимпийских игр.
V. Вокально-хоровая работа.Сегодня на уроке мы разучим песню «Я со спортом подружусь» муз. Д. Трубачева, В. Трубачевой, слова А.И. Пилецкой.
Прежде, чем мы начнём петь песню, давайте выполним несколько вокальных упражнений.
1-е: Упражнение «Комарики» на правильную постановку певческого дыхания. У него интересное название - « Комарики»: Встаньте у своих мест, руки разведите в стороны. Представьте, что у каждого из вас перед носом со звуком «з-з-з» жужжит комар. Звук произносите на одном дыхании. Руки медленно вы должны свести и в конце дыхания комар прихлопывается. Давайте попробуем!
- учить детей правильно распределять певческое дыхание.
2-е: упражнение для выработки единого вокального звучания гласных звуков, пение на одном звуке «А-э-и-о-у», добавляя в этим звукам согласные «м», «д», «з».
- добиваться гибкой фразировки.
- в конце фраз делать небольшое замедление.
3-е: по звукам тонического трезвучия «Я иду вперёд»…
- добиваться плавного звуковедения.
Разучивание песни методом «Эхо».
VI. Проверка усвоения знаний, полученных на уроке.
Учитель: Какой девиз и символ Олимпийских игр?
- В каком году и где прозвучал впервые гимн Олимпийских игр?
- Кто является его композитором?
- Назовите авторов гимна «Сочи-2014».
- Какой характер музыки гимнов Олимпийских игр?
- Вам понравились гимны Олимпийских игр?
VII. Итог урока.
Учитель: Ребята! Давайте подведём итог нашей работы на уроке и оценим её!
У каждого из вас на парте лежат 3 кружочка из цветной бумаги. Сейчас они вам понадобятся. Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите вверх красный кружок. Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите вверх синий кружок. Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите зелёный кружок.
Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.
Учитель: Спасибо за совместную работу! Вы все сегодня молодцы!
Музыкальное прощание:
Учитель: «Прозвенел звонок»
Учащиеся: «Закончился урок»
Учащиеся: «До свиданья, дети»
Учащиеся: «До свидания!»
VIII. Выход учащихся из кабинета под музыку Гимна «Сочи-2014».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Конспект урока музыки
по теме «Музыка Олимпийских столиц»
Учитель музыки
Т.С. Чичканева