Выступление на педсовете с презентацией на тему Развитие познавательного интереса школьника во внеурочной деятельности


Развитие познавательного интереса школьников через внеурочную деятельность
( слайд 1)
В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика.
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.
Психологический смысл понятия «интерес» отражает большое количество значимых для школьника процессов — от единичных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в потребностях и отношениях личности. Можно сказать, что познавательный интерес — основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.(слайд 2)Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область, к глубокому познанию которой стремится школьник.
Познавательный интерес — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него. Учителю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и общие закономерности психического развития ребенка в процессе обучения и внеурочной деятельности. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение, и тем большую роль у учителя должны играть методы активного обучения и воспитания.
Познавательные интересы младшего школьника возможно развивать не только во время урока, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.( слайд 3)
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.( слайд 4)
Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
•игровая деятельность;
•познавательная деятельность;
•проблемно-ценностное общение;
•досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
•художественное творчество;
•социальное творчество;
•трудовая (производственная) деятельность;
•спортивно – оздоровительная деятельность;
•туристско-краеведческая деятельность.
(слайд 5)
На сегодняшний день большинство школ нашего города работают по следующим направлениям
•спортивно – оздоровительное
•духовно - нравственное
•общекультурное
•общеинтеллектуальное
•художественно-эстетическое
(слайд 6)
Внеурочная деятельность в нашей школе охватывает большой спектр работы.
Большинство учащихся посещают кружки, музыкальные школы, спортивные секции, бассейн.
Учащиеся 2 «а» класса систематически занимаются спортом: плаваньем, фигурным катание, футболом. ( слайд 7, 8)
Посещают музыкальную школу и студию. (слайд 9)
Кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
Развитие творческой деятельности и познавательных интересов необходимы для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек- это и есть тот человек, воспитать которого стремится современная школа.
Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.
В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче проявляется стихия детского ума. Поэтому в начальных классах для развития познавательного интереса очень важно обратить внимание на развитие мелкой моторики.
В связи с этим, учащиеся 1-3 классов систематически посещают кружок Дворца Детства и Юности «Оригами».
На занятиях основное внимание педагога направленно на развитие интересов ребёнка и его творчества.(слайд 10,11)
Развитие познавательного интереса происходит не только во время занятий кружков, но и во время систематических экскурсий,которые являются неотемлимой частью курса «Севастополеведенье».
Данный курс в начальных классах включает в себя проведение систематических экскурсий по историческим местам нашего города.
При проведении экскурсионных занятий учителя обращают особое внимание на следующие основные положения:
экскурсия должна быть дополнением к урокам и объединять знания (А.Я.
Герд);
использование активной самостоятельной работы (Б.К. Райков);
выдвижение на первый план образовательных задач (О.С. Богданова); побуждение к интеллектуальной активности с помощью поисковой деятельности (Л.М. Маневцова);
целостное формирование познавательного интереса происходит в реально работающей системе «Культуротворческой школы» (А.П. Валицкая);
инновационное построение экскурсионной деятельности можно осуществлять, используя параметры познавательного интереса.( слайд 12)
Любовь к истории родного края играет большую роль в формировании и воспитании патриотизма. Входя в музей, проходя по улицам нашего города, беседуя с ветеранами, беря в руки старые фотографии, лица ребят, становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно - любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места.
(слайд 13)
В ходе внеурочной работы по краеведению учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, ребусы.
В формировании познавательного интереса велика роль поисков познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько он свободно владеет историческими и краеведческими фактами.
Примером интересных заданий на экскурсиях являются игры, способствующие развитию познавательного интереса:
«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде 2 столбиков: первый начало фразы, второй - ее конец.
«Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы.
Предлагая подобные задания, учитель делает экскурсию более насыщенной, интересной и познавательной.
Таким образом развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением её к избранной области познания, к учебной деятельности. В силу этого познавательный интерес - серьёзное препятствие равнодушию, безразличию учащегося к учению. Любому внутреннему процессу познавательный интерес придаёт долю личностного участия, увлеченности, мыслительной и эмоциональной активности. Сопровождая весь процесс деятельности учащегося от начала до её результата, познавательный интерес способствует становлению его как субъекта учения, активного и самостоятельного.