МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


СЛАЙД №1
- Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Рыжова Ольга Андреевна, я учитель начальных классов МОУ СОШ № 12 с УИОП.
- Сохранение психологического здоровья учащихся является целью и критерием успешности образования. Это и определило актуальность темы моего сообщения на нашем методическом объединении:
Слайд №2
Методы и приемы создания и поддержания
психологического комфорта на уроке в начальной школе
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом. Во многом это зависит от нас, от учителей.
Ведь школа - это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Вы ведь знаете, как отличается первоклассник XX в. от первоклассника XXIв.
- Вот портрет современного первоклассника:
Слайд № 3
У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. У многих учеников высокий уровень самооценки. Современные первоклассники более самостоятельны и независимы, чем их
сверстники несколько десятилетий назад.
слайд №4
К сожалению, дети XXI века не могут похвалиться крепким здоровьем. Среди младших школьников, например, около 70% имеют различные патологии и хронические заболевания: наблюдается - утомляемость
- понижение зрения
- слабое физическое здоровье
- негативный эмоциональный фон
Чем это обусловлено?
слайд №5
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры, мало двигаются, чаще всего сидят. Игры на свежем воздухе заменились компьютером. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Как же помочь ребенку адаптироваться в современной школе?
слайд № 6
Учитель должен создать условия психологического комфорта на уроке.
Я подготовила, своего рода, памятку для учителя
слайд № 7
Что такое комфорт?
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны у ребенка на страхе перед взрослыми.
Принцип психологического комфорта:
- учеба должна приносить детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Благоприятная обстановка, создание ситуации успеха для каждого ученика, поможет в развитии и становлении себя как успешной и благополучной личности.
слайд № 8
А что помогает созданию психологического комфорта?
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. 
слайд № 9
Важный момент – это настрой на урок, психологическая установка, создание положительного настроя на работу.
Чтобы добиться позитивного настроя, я использую в начале урока
Прием «Улыбка».
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Игру - «Комплименты».
Где дети, глядя в глаза, друг друга, желают что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.
Или «Пожелание на день». Высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.
Можно начать урок с интересного стихотворения, это также поднимет детям настроение и желание работать на уроке. Например:
Добрый день, добрый час. Как я рада видеть вас! Прозвенел уже звонок, Начинается урок.

Утренняя зарядка.
В начале рабочей недели и в конце, можно - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком сделать утреннюю зарядку под музыку.
Для поддержания психологического комфорта
На этапе Проверка домашнего задания часто использую
Блиц – опрос, используя мяч. Например, на уроке русского языка - тема: Звуки буквы
1. Сколько букв в русском языке?
2. Сколько гласных букв?
3. Сколько слогов в слове ВОРОНА?
4. Сколько звуков в слове Юля? И т.д.
Девочки – Мальчики
Льдинки
Паутинка- разминка
Этап Постановка цели и задач урока.
«Сравни предметы». ?
(Найди общие и отличительные признаки).
муха
бабочка
вода
молоко
Приём «Нашёптывание»
Суть: учитель задаёт детям задание. Дети ответы говорят шёпотом на ушко учителю, затем кто правильно ответил, объясняет всем.
Например: Найдите лишнее слово, объясните, по какому признаку считаете его лишним. Думать, езда, белить, ехать.( лишнее езда, так как это существительное, а остальные глаголы; лишнее слово езда, так как все слова оканчиваются на ь).
Приём « Задание в темноте»
Суть: Учитель предлагает ребятам опустить голову на парту, расслабиться, закрыть глаза, послушать задачку, не поднимая головы на пальчиках показать ответ. Учитель должен подойти к каждому ребёнку. Если правильно, пожать пальчики, если неправильно предложить подумать.
Например:
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели: 
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?(8)
Муравьишка шел домой,
Вёз в тележке груз такой:
Две травинки, две былинки,
Три тяжёлые хвоинки.
Сколько разных вещей
Вёз в тележке муравей? (7)
Сосчитайте, сколько добрых дел вы сегодня с утра сделали? А какие добрые дела ты совершил? Ребята похвалите пожалуйста Наташу! ( приём: пусть чаще хвалят друг друга дети)
Приём « Разрешённая подсказка»
Суть: дети подсказывают друг другу мысленно ( спросить правило, остальные подсказывают мысленно)
Приём « Домашнее задание на выбор»
Суть: Обучающимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов.
- Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, пусть сам задаст себе задание, а завтра мне покажет и скажет, почему выбрал именно это задание.
Метод «Познавательное чтение»
Суть: ребёнку не нравится стихотворение заданное учителем учить наизусть. Учитель предлагает этому ребёнку выучить стихотворение какое он хочет, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию. ( А.Плещеев «Весна»)
Метод «День рождения детей»
Суть: зашифровать имя именинника в кроссворде или в ребусе, предложить детям разгадать. Подарить ребёнку урок: «Я подарю тебе урок». Если День рождения на каникулах, спросить ребёнка, когда подарить ему урок?
- Ув. коллеги, что вы сейчас чувствуете, ощущаете? (спокойствие, комфорт, прилив сил, радость)
Создание ситуации успеха
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся.
Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.
В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.
Физминутки
Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Пример
Этап Закрепления или проверки знаний
Игра “Найди глаголы”.
Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Игра “Аукцион”.
Дать как можно больше определение по цепочке Например, Что можно сказать о числе 24? Или перечислить как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить и тд)
Игра “Найди своё слово”
Например –Тема : Части речи
Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
- За что бы вы себя могли похвалить?
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
Словесные поощрения детей
Прекрасно!Молодец!Умница!Хорошо!Удивительно!Остроумно!Ярко!Очень эффектно! Отлично !Очень точно! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!
Я горжусь тобой! Огромный успех! Ты – победитель! Поразительно! Ты хорошо постарался! Я восхищаюсь тобой! Ты делаешь большие успехи! Я уважаю тебя! Ты очень ответственный человек! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать! Великолепно!
Несравненно! Как умно! Ты – хороший друг! Сенсационно! Красота! Огромное достижение!
Ты быстро продвигаешься вперёд! Ты добился большого успеха! Тут мне без тебя не обойтись! С каждым днём у тебя получается всё лучше! Ты увлёк всех! Я знала, что ты сможешь это делать! Как умно! Какой ты внимательный! Ты – моя радость! Ещё лучше, чем прежде! Это как раз то, что нужно! Ты проявил талант!
«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»)
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.
Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)
Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)
Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)
Вывод
- Таким образом, можно сделать следующий вывод: благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – необходимое условие сохранения здоровья младших школьников.
- Спасибо, вам, за внимание.