Обоснование необходимости преобразований в системе образования

Обоснование необходимости преобразований в системе образования

Школа – это маленькая страна, идущая в ногу со временем. Это место, откуда берет свое начало будущее: будущее каждого ребенка, будущее нашего общества.

Мы живем в эпоху перемен. Происходит стремительная интеграция Казахстана в Евразийское, Европейское и мировое сообщество. Сегодня совершается переход от одних общественно-экономических форм жизни к другим. Экологические, политические, экономические, социальные проблемы, которые раньше считались локальными, сегодня расширяются и захватывают всю планету, приобретают глобальный характер. Глобальные проблемы современности, с другой стороны, оказывают влияние на жизнь каждого члена общества в любой точке Земли. Все больше осознаётся собственная сопричастность ко всему, что происходит в мире. В немалой степени это стало возможно благодаря информационным и технологическим революциям, разворачивающимся у нас на глазах. В связи с этим меняются общие ценностные ориентации и потребности современного человека, возникают новые требования к школе в удовлетворении этих потребностей, в подготовке нового человека, способного успешно жить в быстро меняющемся информационно-технологическом обществе.
Сегодня важнейшая потребность, как взрослого человека, так и ребенка – потребность в информации. В психолого-педагогических исследованиях убедительно доказано, что именно потребности являются внутренним источником развития личности. Следовательно, изучение актуальных потребностей наших учеников, родителей, общества и есть то, что должно быть заложено в основу развития школьной среды. Информация связана и с целеполаганием личности. Для детей общение с компьютером становится огромной ценностью. Значит, необходимо использовать эту ситуацию, чтобы подготовить их к современной информационной среде, вооружить умениями работы с информацией, уметь ориентироваться в информационных потоках и пользоваться информационными технологиями. Ученик должен научиться культуре работы с информацией. И не только с помощью электронных носителей. Значит, информационная составляющая школы, формирование внутришкольной медиаобразовательной среды и обучение культуре общения с информацией, развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся – важнейшая часть жизнедеятельности современной школы. Эта задача становится еще более неотложной в связи с предстоящим переходом казахстанской школы на 12-ти летнюю систему образования, общепринятую в мире. В «Государственной программе развития образования на 2011-2020гг.» подчеркивается, что «переход на модель 12-летнего образования не означает лишь увеличения продолжительности периода обучения в средней школе. Он заключается в предоставлении не только знаний, но и компетентностей, а также умений применять их в жизни. Школа будет воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать, и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться».
В Послании народу Казахстана Главой государства Н.А.Назарбаевым от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена задача принятия пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности учащихся. Ключевым компонентом функциональной грамотности определяется способность применять учебные знания в неучебных ситуациях, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, обосновывать высказанную точку зрения. Следовательно, ценность полученных знаний определяется степенью их применения. В условиях решения этой стратегически важной задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, наличие информационно-коммуникационных компетентностей, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Таким образом, компетентностный подход следует рассматривать как социальный заказ общества к результатам образования в 21-ом веке. При этом компетентность понимается нами как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности и жизни в современном обществе.
В свою очередь, под информационно-коммуникационными компетентностями на базовом, школьном уровне, следует понимать качества и практические умения личности, представляющие собой совокупность умений и ценностного отношения к осуществлению различных видов информационной и коммуникационной деятельности для решения социально и личностно значимых задач, возникающих в реальных ситуациях школьной и общественной жизни.
Сейчас, имея 20-ти летний стаж педагогической деятельности, я могу с уверенность сказать, что школа – это живой организм, который является индикатором состояния государства, в котором она находится. Для развития государства необходимы реформы и преобразования, причем, для эффективности должен быть выстроен системный подход, в котором сфера образования является ключевой.
ХХ век являлся веком НТР (научно-технической революции) и советская школа блестяще справилась с задачами этой революции, но XXI век ставит перед современными школами задачи по воспитанию и образованию личности, владеющей функциональной грамотностью. Для решения этих задач недостаточно только знаний, необходимо владение рядом компетенций, которые, в свою очередь, основываются на знаниях. Поэтому современное образование должно основываться на двух парадигмах: знаниевой и компетентностной.
Российский аналитик Л.В.Кравченко в своей работе «О необходимости реформы системы образования» [cyberleninka.ru] дал четкую оценку российской системе, которая очень созвучна нашей, казахстанской, т.к. обе выросли на основе советской школы: «За годы реформ сфера образования претерпела существенные изменения, связанные с демографическими процессами, уменьшением объема ее финансирования, новыми положениями в нормативно-правовой базе системы образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.
В современном обществе профессионально-образовательные характеристики человеческих ресурсов, формирующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных факторов, определяющих экономическое развитие государств. Сегодня знание превратилось в основной фактор производства, более значимый, чем такие традиционные факторы, как природные ресурсы, численность рабочей силы и капитал».
А чтобы это знание соответсвовало современным требованиям следует пересмотреть способы и методы приобретения его, а значит провести реформирование системы образования на всех этапах.
« Мы не имеем возможности изобретать велосипед и прокладывать собственный путь в образовательной политике. Однако мы приняли для себя принципиальное решение, что мы хотим быть частью мирового научного и образовательного пространства, и мы хотим принять лучшие международные стандарты, которые сложились на сегодняшний день» (Из беседы Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова с профессором С.П.Капицей, ведущим телепрограммы «Очевидное - невероятное», июнь, 2011), эти слова были созвучны моим мыслям, помогли мне выстроить эти мысли в своеобразную структуру.
Я уже отмечала, что мы живем в веке информационной революции, и поэтому делать четкие разграничения на восток и запад сейчас уже не следует. Об этом очень грамотно сказал Брюс Ли: «Западное образование годится для одного, восточное - для другого. Можно сказать: «Этим пальцем лучше делать одни вещи, этим - другие». Но вся рука в любом случае лучше». А значит, если мы хотим, чтобы наше, казахстанское, образование выполняло свою прямую обязанность по обучению и воспитанию граждан нашей страны, то мы должны учитывать всемирный опыт реформ и преобразований, независимо от географического положения страны. И, тем не менее, прежде чем «примерить на себя какую-либо обновку» мы задумываемся: нужна ли она нам?
Чтобы понять желательное направление реформы образования следует вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира.
А чтобы не заблудиться в информации о мировых системах образования, можно воспользоваться материалами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в области образования, которые дают аналитическую, а главное, реальную картину положения образования в мире по выработанным индикаторам.
Используя аналитическую статистику ОЭСР (Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия). – Астана, 2008. – 34с.), были построены диаграммы, чтобы наглядно показать положение Казахстана в современной образовательной системе.
Взяв всего два индикатора, я рассмотрела охват населения страны образованием (Диаграмма 1) и ожидаемую продолжительность обучения (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Охват населения страны образованием
На диаграмме 1 видно, что Казахстан находится в выигрыше только по охвату обучением населения в возрасте от 5 до 19 лет, т.е. это показатель работы нашей школы. О проблемах предшкольного и послешкольного образования можно говорить много, но пусть это делают специалисты в этой сфере. Но, о двух проблемах, все-таки, очень хочется сказать: первая проблема – это предшкольная подготовка детей; очень сложно работать в классе, где дети разного уровня знаний. И, вторая проблема, проблема молодых специалистов: ежегодно педагогические ВУЗы страны выпускают из своих стен сотни молодых учителей, но до школы они не доходят. А если и доходят, то не задерживаются. Уж, очень сложно молодому специалисту прожить на ту зарплату, которая его ждет в школе А, как результат, средний возраст педагогов, работающих в наших школах – 35-55 лет.
Проблемы школы тоже у всех на слуху, и, наверное, нет семьи, где эти проблемы не обсуждаются.
Ведь я не только учитель, я еще мама двух школьниц, причем одна из них выпускница. И мне, иногда, очень сложно сделать выбор между этими двумя статусами. Как учитель, я прекрасно понимаю и Стандарты образования и Учебные программы, но, как маму меня угнетает и объем домашней работы и учебная нагрузка на моих детей и множество предметов, особенно в выпускных классах, которые им не столько помогают и развивают, сколько мешают.

Диаграмма 2. Ожидаемая продолжительность обучения
А из диаграммы 2 видно, что в отличие от стран ОЭСР на общее среднее образование в Казахстане отводится 1,9, что в 2 раза меньше. А ведь именно на этой ступени обучения происходит профилизация, которая должна закладывать профессиональные навыки. А что происходит на практике? Профиль обучения выбирает не ребенок, а родители с расчетом на дальнейшее высшее образование, причем, чаще всего под давлением учителей, которые судят по предметной успеваемости. И выходит, что два года ребенок ходит на уроки, которые ему не интересны, да, и не нужны. Но, Программа есть Программа
Казахстан подал заявку на получение статуса наблюдателя в четырех Комитетах ОЭСР, включая Комитет по образованию.
Основным документом Комитета по образованию Организации экономического сотрудничества и развития является «Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте» [soros.kz].
Данный документ показывает тесную связь между социальным и экономическим изменением мира, которые, оказывают давление на систему образования страны. И, чтобы это давление было положительным все компоненты системы образования должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений.
Правительство Республики Казахстан разработало «Государственную программу развития образования РК на 2011-2020 годы», которая стала базовым документом, определяющим политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе.
Проведя сравнительный анализ Декларации и Программы, находишь очень много общего. Это и оценка качества образования, и стандартизация образования, внедрение новых подходов в обучении и воспитании, и участие социума в жизни школы и многое другое.
А если такие вопросы решаются на государственном уровне, то они решатся и в моей школе.
А моя школа ждет этих перемен и даже робко пытается меняться. Может это звучит громко, но я горжусь своей школой.
Познакомившись с концепцией «эффективной школы» известного английского исследователя и педагога-практика П. Мортимора и рассмотрев основные признаки эффективной школы:
позитивное внутришкольное управление;
позитивная культура обучения;
высокие ожидания;
общее видение целей школьного образования и наличие вытекающих из него конкретных целей совместной работы;
консистентные (взаимосогласованные) методы обучения;
ясно определенные права и обязанности учеников;
кооперация между семьей и школой («Эффективная школа» Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО [1september.ru]), я попробовала оценить, насколько эффективна моя школа?
Может быть, я слишком самоуверенна, но я твердо могут сказать: «Моя школа готова стать эффективной! Она (школа) готова к преобразованиям!».
Одним из доказательств этим словам является работа на базе моей школы экспериментальной площадки «Создание школьной системы медиаобразования как условие развития информационно-коммуникационных компетентностей и повышения качества обучения и воспитания учащихся», основная задача которой – подготовить школьников к жизни в современном обществе с его информационными технологиями, к критическому восприятию различной информации.
Что я вкладываю в слово «школа»? Школа – это не только здание, куда в течение 9 месяцев приходят дети, чтобы отсидеть уроки, на которых учителя пытаются всеми способами и методами дать им знания. Школа – это симбиоз (от греч.
·
·
·- «совместно» и
·
·
·
· «жизнь») взаимовыгодное отношение двух или нескольких организмов разных видов) педагогического коллектива, учащихся и их родителей. А значит это должно быть выгодно всем: детям – интересное и качественное обучение, учителям – удовлетворение от любимого дела, родителям – уверенность в успешности будущего своих детей, а государству – конкурентноспособных, уверенных в себе граждан.
Школа готова и ждет преобразований, но в то же время есть чувство тревожности от этих ожиданий: Как будут проходить эти преобразования? Не выйдет ли очередного «эксперимента» над детьми и учителями? Не превратятся ли эти преобразования в еще одну форму проверки и отчетности?
На все эти вопросы ответит время. Но чтобы получить ответы, надо начать действовать, пробовать, внедрять. А самое главное, надо постоянно проводить анализ и оценку этих преобразований. Помнить, что в основе должен стоять ученик, и что это должно быть нужно и понятно самому ученику и учителю.
Стив Джобс сказал: «Инновация отличает лидера от догоняющего» и очень хочется надеяться, что те инновации и преобразования, которые задуманы руководством нашей страны «упадут в благодатную почву не пустым зерном, а зерном, которое даст богатый урожай». В том, что почва благодатная, я не сомневаюсь, лишь бы «погода не подвела» И тогда, очень хочется верить, Казахстан станет не просто независимым государством, а лидером в мировом сообществе.

Использованная литература
«Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте» [soros.kz]
«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Послание народу Казахстана Главы государства Назарбаева Н.А., 27.01.2012г. [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственная программа развития образования на 2011-2020гг. [edu.gov.kz]
Загвоздкин В «Эффективная школа [1september.ru]
Кравченко Л.В. «О необходимости реформы системы образования» [cyberleninka.ru]
Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия), Астана, 2008. с. 34
Самые известные высказывания Стива Джобса [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Диаграмма 1Диаграмма 1Lђ Заголовок 1 Заголовок 515