Единицы измерения длины, площади, объема

МБОУ «Лицей № 14»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан



Урок математики
( с элементами сингапурской методики)
«Единицы измерения длины, площади, объема»
5 класс

Учитель: Гатауллина Гульнара Фаисовна






2013-2014 учебный год


Тема: Единицы измерения длины, площади, объема.
Цель урока: обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы измерения»
Задачи:
1)систематизировать знания учащихся о единицах измерений длины, площади, объема; ознакомить учеников со старинными мерами длины; закрепить навыки перевода величин; воспитывать;
2)развивать умение работать по обучающим структурам сингапурской методики, выполнять самоконтроль, логическое мышление, способствовать развитию желания углубленно изучать математику;
3)воспитывать активность, толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника.
Оборудование: учебник С.М.Никольский «Математика. 5 класс», рабочая тетрадь, карточки, мультимедийный проектор, презентация, светофоры.

Планируемые результаты:
Личностные

I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их, улыбнемся им и пожелаем всем успеха.
Проверка готовности к уроку!
– Долгожданный дан звонок.  Начинается урок. Посмотри скорей, дружок,
А ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

– Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках, во II четверти? (единицы измерения) (слайд №1)
– Молодцы! Вот сегодня мы повторим и обобщим изученное. Но у нас сегодня необычный урок, девизом которого являются слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! (слайд №2)

II. Актуализация опорных знаний
1. Разминка Ralli Robin (слайд №3)
1) – Сейчас вы должны вспомнить о том, какие вы знаете единицы измерения. Подумайте 10с. Напишите в своих листочках.
Работаете с партнером по плечу.
Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол №2 участник № 3. Отвечает стол №1 участник №4.
– Молодцы. ((слайд №4)
2) – Запишите единицы измерения в порядке убывания: см, дм, мм, м, км.
–Какую величину измеряют данными единицами измерения? (длину) А какие еще единицы длины вы знаете, старинные единицы длины? Это было вашим домашним заданием. Подумайте 10с. Запишите на листочках. Проведите черту под своим списком. Время – 2 мин.
3) ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН. (слайд №5). Время – 2 мин.
4) – А теперь проведем СТЁ ЗЕ КЛАСС. (слайд №6).
– ХАЙ ФАЙВ. Пройдите на свои места. Стол №2 участник №1, пожалуйста, зачитайте нам получившийся список единиц длины.
– А теперь, давайте поподробнее остановимся на некоторых из них. (слайды №7-12)
–Ознакомимся с таблицей народных мер длины. (у каждого на столе карточка).
1 сажень -2м13см
1 аршин – 75см
1 локоть -46см
1 пядь -20см
1 верста -1км 70м
1 миля (старая русская) - 1км 500м
1 дюйм -2см 5мм
1 ярд -91см
Краткая справка о старинных единицах длины: Аршин с персидского - локоть Дюйм с голландского - большой палец Фут с английского - ступня
III. Гимнастика для глаз. (слайд №)
IV. Основная часть.
1) – Продолжаем работу. Запишите в тетрадях число, месяц, год, классная работа. Решим несколько задач, используя разные меры длины. Запишите в тетради краткое решение.
1. (1 балл) Длина колоды 6 аршин. За 1 минуту от этой колоды отпиливают 1 аршин. За сколько минут распилят колоду?
Ответ: 5минут.
2.(1балл) В сказке «умная девочка» поп наказал Марии наткать 100 локтей полотна. Сколько это метров?
Ответ: 46метров.
3.(2балла) Два брата пошли в школу. Когда они прошли 260 ярдов, то старший брат вспомнил, что забыл дома альбом, и вернулся, а младший продолжал свой путь. Когда старший, взяв альбом дома, дошел до того места, откуда вернулся, то младший уже заходил в школу. Какое расстояние от школы до дома?
ответ:780 ярдов.
– Следующую задачу, которую я вам предложу, решали ученики еще в 18 веке. Она взята из сборника «Арифметика» математика и педагога Леонтия Магницкого.
4.(2балла) идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?
Ответ: через 10 дней.
2) КЛОК БАДДИС. Встретьтесь с другом, с которым у вас назначена встреча на 12 часов. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по ответам на экране. Запишите на полях количество правильно решенных задач. (слайд №)
3) Практическая работа. РЕЛЛИ РОБИН, работаете с партнером по плечу. (слайд №).
– 1. На парте вверху в порядке убывания выстроить единицы длины.
2. На парте внизу выстроить единицы объёма в том же порядке, так чтобы единицы объёма находились под соответствующими единицами длины.
3. Между единицами измерения длины и единицами объёма расположить единицы измерения площади в том же порядке.
4. Расположите га и а в том месте, где считаете нужным
5. Подумайте как связаны между собой единицы длины. И вставьте между ними необходимое число.
6. Подумайте как связаны между собой единицы площади. И вставьте между ними необходимое число.
7. Подумайте как связаны между собой единицы объёма. И вставьте между ними необходимое число.
– Вам дается время 2 мин. Проверка по слайдам. (слайд №)
V. Физкультминутка. МИКС – ФРИЗ – ГРУПП. (Дети танцуют, СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка останавливается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос учителя.
– Замрите. Первый вопрос: Чему равен показатель степени у чисел 102, 1002? (2)
Продолжаем танцевать. Замрите. Второй вопрос: Петух весит на одной ноге 5 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (5). Третий вопрос: У треугольника три угла. Если один срезать, сколько останется? (4). Поблагодарите друг друга. Пройдите на свои места.
Задание 1
Найти лишнюю единицу измерения:

7200 м 45 ц 12 сут
105 см 2 года 500 м
200 кг 10 т 24 ч
1000 км 850 г 300 с

Запишите на листочке
У вас должно получится 3 единицы измерения.

Вывод разминки /Mix Pair Share ( МИКС ПЭА ШЭА)/
Звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету

-Встаньте, задвиньте стульчики.
Возьмите в руки листочки и карандаши.
Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять», затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек на размышление.

1й вопрос. Почему лишними оказались единицы измерения:
200 кг, 2 года, 500 м ?

Подумайте 3 сек
(Начинает тот, кто выше ростом. Ученики делятся со своими партнерами по 30 сек /Timed-Pair-Share (ТАЙМД ПЭА ШЭА)/
-Поблагодарите своего партнера
Спасибо, ты просто молодчина!

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару)

2й вопрос: А что могло бы произойти , если бы мы не изучали тему о единицах измерений ?
Подумайте 3 с. Начинает тот, кто старше своего партнёра. Ученики делятся со своими партнерами по 30 сек /Timed-Pair-Share ТАЙМД ПЭА ШЭА/

-Поблагодарите своего партнера
- А теперь на этот вопрос ответит Айгуль. Ответь, пожалуйста, как ответила тебе Даша?
-Спасибо, ребятки, молодцы!
А теперь пройдите на свои места.

- Ребята, посмотрите, какой еще более крупной единицы времени не хватает в этой записи?
Да, века! А что такое век? (1 век = 100 лет )
- Ребята, веками можно измерять жизнь некоторых растений и животных. Например, дуб живёт 1000лет = веков.
-Ребята, срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти, нужны многие годы. Вот поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь и преумножать зеленые насаждения.
-А может ли человек прожить век и больше?
- Оказывается, не у многих людей это получается. Как вы думаете, что надо делать, чтобы прожить как можно дольше?
Вывод.
-Занимайтесь физическим трудом, соблюдайте режим дня, не пристращайтесь к вредным привычкам, и может быть, и вы проживете сто лет!!

VI. Практическая часть урока Задание 2
Работа в парах Ralli Tabie. Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
1ч 7 суток
1 сут 24ч
1 мин 100 лет
1 неделя 12мес


Проверка (Слайд №
Продолжаем наш урок.
Задание 3. Допиши пропущенные единицы измерения.
Длина карандаша - 16 ... .
Продолжительность урока – 45 .
Толщина книги – 20 .
Высота берёзы – 10 .
Проверим в паре . Начинает партнёр , у кого волосы темнее.
Благодарят друг друга
- Отвечает стол №1, участник №2
-Спасибо, ребята, молодцы!


Задание 4. Тестирование.

- Выполним взаимопроверку : поменялись тетрадями для проверки с партнером по

V. Домашнее задание.
-Запишем домашнее задание.№287, стр.55

VI. Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - зелёный кружок. Если иногда были трудности, сомнения -
красный кружок. (Светофорики)
-Молодцы, спасибо за урок!