Урок физики «Решение задач на применение уравнения Менделеева –Клапейрона и газовые законы»


Урок № 10
Тема: «Решение задач на применение уравнения Менделеева –Клапейрона
и газовые законы»
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков.
Цель: определить уровень усвоения ЗУН и их комплексного применения.
План урока
Урок проводится в нетрадиционной форме, используется «бригадный метод».
Группа делится на 4 команды, выбирается капитан. Если в группе слабые учащиеся, то капитаны назначаются учителем и с ними заранее проводится подготовительная работа.
Капитанам предлагается вытащить одну из 4 (заранее приготовленных) карточек, на которых написано:
- «Один за всех» - это означает, что у доски будет отвечать 1 ученик, которого выберет команда;
- «Все за одного» - проверять тетради с решением задач учитель будет у всей команды, кроме капитана;
- «Доверие» - учитель ставит такую оценку за работу команде, какую поставит капитан;
- «Учитель» - ученика, который будет отвечать у доски, выбирает из команды учитель.
При выставлении итоговых оценок за урок учитывается активность ребят во время устного опроса, обязательное наличие рабочих тетрадей (конспекта).
Ход урока.
1. Организационный этап – 4 мин.
2. Фронтальный опрос – 3 мин.
1) Чему равна Т К в классе? На улице?
2) Что такое давление с точки зрения м.к.т.? Единицы измерения?
3. Физический диктант – 4 мин. Время заполнения 1мин.
Взаимопроверка 1 мин. Использую песочные часы
Слайды проецируются на экран.
Название Обозначение Единицы измерения
1 Давление 2 V 3 кг
4 Т 5 Молярная масса 6 n 7 Дж
8 Пост. Больцмана 9 Nа 10 моль
4. «Ярмарка – продажа» формул - 7 мин.
Учащиеся, выходя к доске, записывают формулы для определения массы, объёма, давления, температуры, чертят изобару, изохору, изотерму в координатах PV, VT, PT.
5. Решение количественных задач – 15 мин. Текст на слайде.
6. Оформление задач на доске – 10 мин.
Задачи решают 2 ученика из команд «Один за всех», и «Учитель».
7. Подведение итогов –7 мин. Выставление оценок.
8. Дом. задание: принести домашнюю зачетную работу (задание было дано неделю назад, текст задания см. ниже).
Текст заданий
1. Температура зимой в помещении объемом 300 м3 0оС, а летом – 40оС. Какова разница в массе воздуха, заполняющего помещение летом и зимой? Давление считать нормальным 105 Па.
2. Дан график процесса перехода газа из состояния 1 в состояние 3. Ответить на вопросы:
1)Как меняются P, V, T?
2) Назовите процесс.
3) Изобразите процесс в координатах РТ, VT.

Домашняя зачетная работа по теме «Основы МКТ»
Задание: определить в своей комнате
1. массу воздуха m, кг
2. плотность воздуха ρ, кг/м3
3. массу молекулы воздуха m0, кг
4. число молекул в комнате Ν, шт
5. концентрацию молекул воздуха n, м-3
6. среднюю скорость хаотического
движения молекул <v²>, м2/с2
7. среднюю кинетическую энергию
молекулы воздуха <E>о, Дж