Конспект урока Прямоугольная система координат. Построение точек по их координатам


Тема урока: Прямоугольная система координат. Построение точек по их координатам.
Класс: 7 «а»
Цели урока:
Образовательная: закрепить умения учащихся строить точки по их координатам; умение «читать» чертеж,
Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, патриотическое отношение к Родине
Оборудование: тест на каждого ученика, координатная плоскость, понятия на карточках, карандаши, линейки, учебник «Математика» Т.Алдамуратова ,издательство Алматы «Атамура» 2002г.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимый урок.
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
2. Устный опрос
1) Игра «Найди лишнее»
Из предложенных примеров найти лишнее число , понятие:
А) 10,20,30,-40,….
Б) -1,-2,-3,-4,5,…
В) - Из данных записей, найдите число. Запишите его.
2*11 a*b=S
А(3;1) 1945
- А теперь запишите предыдущее число и последующее (1944, 1946).
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых(1945= 1000+900+40+5).
- Дети, а кто заметил, что еще может обозначать это число? (Дату)
- А какую дату? (День Победы)
- Что люди делают в этот день?(ответы учеников)
3. Актуализация опорных знаний.
- Внимательно посмотрите и найдите буквенное выражение.
- Что оно обозначает? (Формула площади)
- Что такое формула? Дайте понятие.
- Раз мы с вами вспомнили, определение формулы, выполним следующее текстовое задание.
- Вам необходимо соединить название формулы с ее буквенным выражением.
- Для чего нужны формулы? (Чтобы записать единый способ похожих задач).
- Какая запись не является формулой? Почему?
- Как она называется? (Координата)
- Что такое координата?
- В словаре Ожегова есть 2 определения, то которое вы мне назвали и еще одно.
- Координата чего? (Точек)
Учитель зачитывает стихотворение Константина Симонова « Сын артиллериста»
Всю ночь, шагая как маятник, глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром донёсся первый сигнал:
«Всё в порядке, добрался, немцы левей меня,
Координаты (3;10), скорее давайте огня!
Орудия зарядили, майор рассчитал всё сам.
И с рёвом первые залпы ударили по горам.
И снова сигнал по радио: «Немцы правей меня,
Координаты (5;10), скорее ещё огня.
- Сделайте предположение о чем пойдет речь на уроке?
Мы сегодня научимся строить точки по их координатам.
- А теперь немного поиграем, посмотрим, как хорошо вы поняли предыдущий урок.
- Я называю координаты, а вы слушаете, тот, кто находится в данной точке, должен встать.
1 ряд 3 парта 1 вариант 2ряд 1парта 2вариант 1ряд 2 парта 1 вариант
2 ряд 2 парта 2 вариант 1ряд 1 парта 2 вариант
- Для чего и где используется координата? Где мы встречаемся с координатами в жизни?
Может ли человек обойтись без координат?
Использование координат в жизни:
положение объекта на местности (географическая координата –широта и долгота)
мореплаватели, летчики (компьютеры, обрабатывающие радиосигналы)
Всю практическую жизнь человека: почтовые адреса, номера телефонов, место в поезде, в кинозале, положение квартир в доме
Шахматная доска, игра «Морской бой»
Небесные координаты определяют положение светил и вспомогательных точек на небесной сфере
В речи взрослых мы часто слышим такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты»
Что это означает? Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека.
Всё в этой жизни легко найти:Дом чей-то, офис, цветы и грибы,Место в театре, в классе свой стол,Если будешь знать координатный закон!
4. Физическая минутка.
Работа с бабочкой, - по каким координатам она двигалась?
- верхний правый угол, нижний правый угол,
- центр доски
- вращение глаз по часовой и против часовой стрелки - зажмурить глаза
5. Работа по теме урока.
- Продолжим нашу работу и проверим наши предположения.
- Что обозначают цифры в записи координат? (А(3; 1)- Чем является точка координат? (Точка координат является пересечением двух линий, проведенных из значений оси абсцисс к оси ординат).
- Молодцы!
- А сейчас выполним тренировочные упражнения
- У вас есть листы с заданиями. Выполним задание № 1- самостоятельно, а потом проверим.
а) Постройте треугольник АВС, если А(1;5), В(3;9), С(9;2).
б) Постройте четырехугольник ДЕFК, если Д(4;2), Е(1;7), F(7;8), К(10;5).
в) Раскрасьте цветным карандашом пересечение треугольника АВС и четырехугольника ДЕFК. Какая фигура получилась? (Многоугольник и шестиугольник).
- Вы хорошо справились с заданием, поэтому приступим к выполнению следующего упражнения.
№ 2 – по вариантам, 2 человека у доски.
1 – вариант Постройте прямоугольник АВСД с вершинами А(2;1), В(2;6), С(4;6), Д(4;1) и найдите его площадь (в кв. ед.).
2 – вариант Постройте треугольник КЕР с вершинами К(1;1), Е(1;6), Р(4;1) и найдите его площадь (в кв. ед.).
6. Физическая минутка.
7. Закрепление материала.
- Мы не зря выполнили задание № 2, потому что оно нас подготовило к нахождению площади геометрических фигур.
- Но мы знаем не только формулы площади, какие формулы нам известны и какие из них нам помогут выполнить задание № 85 с. 96(«Блиц - турнир»).
- Молодцы!!! Повторили, а сейчас решим задачу под № 3.
- Прочитайте задачу.
Из Северного и Южного фронтах, одновременно навстречу друг другу выехали две боевые машины. Через 3 часа расстояние между ними уменьшилось до 230 км. Какова скорость машины, которая выехала из Южного фронта, если скорость другой машины 80 км/ч, а расстояние от Северного фронта до Южного равно 650 км.
- О чем говорится в задаче?
- Какое расстояние было от Северного фронта до Южного? (650 км).
- Через какое время оно уменьшилось до 230 км? (через 3ч).
- Какова скорость машины, которая выехала из Северного фронта? (80км/ч)
- Какова скорость машины, которая выехала из Южного фронта? (Неизвестна)
- Значит, что нужно найти? (Скорость)
- Запишем краткую запись в виде чертежа.
- Строим чертеж.
- Как найти скорость? (Нужно расстояние разделить на время)
- Можно ли сразу применить данную формулу при решении нашей задачи? Почему?
- Можно ли сразу найти скорость машины?
- Нет, для начала нужно найти пройденное расстояние.
- Известно, что они были в пути 3 часа, значит вторым действием можно найти скорость сближения.
- Зная скорость сближения, найдем скорость другой машины?
Решение.
1) 650- 230=420(км) - пройденное расстояние
2) 420: 3= 140 (км/ч) – скорость сближения
3) 140 – 80 = 60 (км/ч)
Ответ: 60 км/ч скорость машины, которая выехала из Южного фронта.
8. Самостоятельная работа.
- Вы хорошо поработали вместе, коллективно, а теперь проверим на сколько вы можете справляться самостоятельно, выполнив № 889 с. 220
9. Итог урока.Рефлексия.
- Сегодня, мы хорошо поработали, ведь только плечо товарища поможет в беде и в этом мы с вами убедились, но дружат между собой не только люди, но и школьные предметы, разные науки, все между собой взаимосвязано.
- Так нам на уроке помог русский язык, а именно толковый словарь Ожегова., знание формул помогло нам перейти к новой теме, которая потом снова вернула нас к формулам при решении задачи.
- На сколько хорош был наш урок, вы покажите свое настроение, путем постановки точки в одной из двух окружностей. Если все у вас хорошо и все получилось, то это центр окружности, а если что – то было не понятно, то второй круг.
10. Домашняя работа: стр 221 № 865