Фрагмент проекта урока по теме: « Деление на равные части. Введение термина «деление»».


Фрагмент проекта урока по теме: « Деление на равные части. Введение термина «деление»».
1.Общие сведения о проекте.
Учебный предмет: математика
Класс: 1.
УМК «Начальная школа XXI века».
Учебник В. Н. Рудницкой, Е. Э. Кочуровой, О. А. Рыдзе. 1 класс, часть первая. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011, с изменениями.
Раздел: арифметические действия и их свойства, 2 четверть, 46 урок в году, 10 урок в четверти.
Фрагмент календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на первое полугодие.
№ п /пНазвание раздела, темы урока Кол-во часов Тип урока Основные виды учебной деятельности
40-41 Умножаем числа 2 Открытие нового знания Знак «умножение»,
Записи вида 2*3=6 и их чтение. Решение задач на умножение и запись их решения.
42-43 Решаем задачи 2 Развивающий, контроль Решение текстовых задач
44 Верно ли, что… 1 Открытие нового знания 45 Готовимся выполнять деление 1 Открытие нового знания Практический способ разбиения множества элементов на равночисленные группы, деление на равные части.
46-47 Делим числа 2 Открытие нового знания Практический способ разбиения множества элементов на равночисленные группы, деление на равные части.
48 Сравниваем 1 Рефлексия 49 Работаем с числами 1 50 Решаем задачи 1 Решение текстовых задач разного вида.
2.Тема урока:
Деление на равные части. Введение термина «деление».
3.Задачи урока.
Создание условий для осознания и овладения учащимися практическим способом разбиения множества элементов на равночисленные группы, постановки и конструктивного решения учебных проблем, появления и укрепления у учеников навыков учебного сотрудничества, развития внутренней мотивации учения школьников.
4.Ожидаемые результаты.
Предполагаю, что учащиеся смогут осознать конкретный смысл деления и овладеют практическим способом разбиения множества элементов на равночисленные группы; продолжат учиться рассуждать, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат, расширят свой кругозор.
Формирование универсальных учебных действий на уроке:
Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы;
- развитие логических УУД анализа, сравнения, обобщения на основе актуализации знаний и самостоятельного открытия учащимися практического способа разбиения множества элементов на равночисленные группы;
- соотнесение практического способа деления с соответствующей записью арифметического действия;
- формирование умения рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания, развитие вычислительных навыков, логико-математической речи, внимания;
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение;
- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группах, вести диалог.
Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности.
5. Оборудование урока.
учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, доска с записями, счетные палочки, фишки (демонстрационные и индивидуальные), конверты и марки для практической работы, мультимедийный проектор.
6. План урока.
1. Организация класса. 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Задание на повторение понимания смысла умножения. 4 мин.
б) Устный счет. Игра: «Математическая цепочка» 4 мин.
3. Постановка учебной задачи. 2 мин.
4. Выявление места и причины затруднения. 4 мин.
5. Ознакомление с новым материалом. (Введение термина «деление», записи арифметического действия). 5 мин.
6. Физкультминутка. 2 мин.
7. Первичное закрепление первоначальных сведений о записи и чтении примеров на деление. 5 мин.
8.Самостоятельная работа по записи решения задачи на деление. 5 мин.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин.
Ход урока (фрагмент).
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоретическое обоснование
1.Организация класса.
1 мин.
- Дети, проверим нашу готовность к уроку. Настроимся на работу. Желаю вам успеха на уроке.
Приветствуют друг друга, проверяют подготовку рабочего места.
Личностные УУД: положительный настрой на работу. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4.Выявление места и причины затруднения.
5. Ознакомление с новым материалом.

а) Задание на повторение понимания смысла умножения. - Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи. Помогайте себе, воспользуйтесь фишками.
У стола четыре ножки.
А вопрос таков - Сколько вместе будет ножек у двух столов?
Мышка зерна собирала, по два зернышка таскала.Принесла уж пять раз. Каков у мышки той запас?
Ребята из соседнего класса записали решение этих задач.
4 + 3 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2 + 2 2 * 5
Согласны ли вы с ними?
Посоветуйтесь в парах.
Соедините расставленные нами фишки с решением.
Почему ко второй задаче подходят два решения?
Как сосчитать быстрее?
Какое числовое выражение лишнее?

Замените сложение действием умножения и подберите к первой задаче соответствующую карточку с записью.
4 * 2 = 8 4 + 2 = 6
2 * 4 = 8
Какие записи вы считаете лишними? Обоснуйте свой ответ.
- Сегодня мы с вами будем не только повторять изученный материал, но вы узнаете и что-то новое, незнакомое нам.
- Для того, чтобы это новое понять нам пригодятся наши знания.
- А тему урока вы узнаете, если разгадаете зашифрованное слово.
б) Устный счет.
Игра: «Математическая цепочка»
На доске:
9 -1 -2 +4 +2 -1- 10 + 6 ? 8
- Прочитайте пример. Решите его с помощью числового ряда или опираясь на знание состава чисел.
Учитель записывает ответы в круги под числами. Каждому числу соответствует буква: 8-е, 6-е,10-н, 12-е,11-и, 1-д, 7-л.
- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно будет расположить числа в кругах в порядке возрастания, соотнести каждое число с буквой и разгадать зашифрованное слово. Тем, у кого возникнет затруднение, можно воспользоваться карточкой-помощницей.
Карточка-помощница.
1 6 7 8
д е л е
- Подведем итог работы.
1, 6, 7, 8,10, 11, 12
Д е л е н и е
- Все справились с заданием. Оцените работу своей группы по нашей «Шкале успешности».
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую же цель поставим перед собой?
- Кто хочет этому научиться?
- Зачем нам это надо?
- А где в жизни может пригодиться это умение?
- Как бы вы в жизни раскладывали яблоки на 3 тарелки поровну, если не знаете, сколько надо положить на одну тарелку?
- Молодцы, вы хорошо усвоили этот способ, попробуйте в группах выполнить мое задание. Надо раздать 8 яблок поровну трем своим друзьям. Узнайте, сколько яблок получит каждый ученик? Выполняйте работу со счетными палочками.
- Получилось ли разделить поровну? Почему?
- Предложите свой способ решения задачи.
- Сделаем вывод. Всегда ли можно разделить на равные части?
- Разделим 9 яблок поровну троим ученикам.
Дидактическая игра: «Помогаем почтальону».
- У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. Только тогда письма можно отправить по адресу. На партах 8 марок.
Сколько раз по 2 вы взяли? (4 раза) А как нам записать решение задачи?
- Итак, было 8 марок, их разделили, расклеили по 2 на каждый конверт, получилось, что 4 конверта с письмами мы можем отправить.
На доске запись: 8 : 2 = 4
- Две точки - это знак деления. Прочитаем эту запись: восемь разделить на два получится четыре.

Решают задачи с помощью фишек.
Один ученик работает с фишками у доски.
Работа в парах, сравнение числовых выражений и нахождение лишнего, обоснование ответа.
Ученик у доски соотносит иллюстрацию задачи с числовой записью.
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
С помощью умножения.
Первое числовое выражение нельзя заменить умножением, т. к. слагаемые неодинаковые.
Один ученик отвечает у доски, дети пользуются для проверки средством обратной связи - сигналом-светофором.
Находят лишние записи, обосновывают свой ответ
Фронтальная работа. Дети с математическими веерами
решают примеры по цепочке с демонстрацией ответов. Примеры прочитываются по-разному.
Работают в парах.
Выполняют задание по соотнесению числа и буквы, расшифровывают загаданное слово.
Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Зачитывают получившиеся слова.
Оценивают свою работу.
Тема урока: деление.
С помощью учителя формулируют задачи урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться делить предметы, узнаем о новом арифметическом действии, научимся его записывать.
Дают различные ответы.
Дети вспоминают практический способ деления предметов на равные части, изученный на предыдущем уроке.
Учатся контролировать правильность собственных действий при работе со счетным материалом.
Работают в группах по 3 человека.
Варианты решения задачи:
разделить поровну между двумя учениками, деление яблока на части, добавление количества яблок.
Ученик выполняет задание на доске с помощью демонстрационных фишек.
Дети оценивают его работу с помощью сигналов – «светофоров».
На партах конверты и марки. Дети выполняют практическую работу в парах.
Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.
Делают записи в тетрадях, проговаривают хором, читают запись друг другу в парах.
Логические УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез, их обоснование.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации, умение точно выражать свои мысли.
Логические УУД: построение логической цепи рассуждения, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные УУД: самоконтроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные УУД : выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности.
Регулятивные УУД: контроль при решении «круговых» примеров и при выполнении задания по расшифровке. Развитие навыков устного счета, памяти, мышления, математической речи, умения концентрировать и переключать внимание.
Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации при работе с материалом, представленным на доске.
Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, рассуждать, высказывать свое мнение, учится слушать товарища, уважать мнение другого.
Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка.
Личностные УУД: осознают свои возможности в учении.
Регулятивные УУД: целеполагание, формулируют и удерживают учебную задачу.
Личностные УУД : построение логической цепи рассуждений о цели урока.
Коммуникативные УУД: рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение.
Познавательные УУД: замещение, моделирование задачи с помощью предметного материала.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание путей решения проблемной ситуации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные УУД: выполнение пробного задания, фиксирование затруднений в пробном учебном материале.Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта.Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.
Регулятивные УУД: самоконтроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция.