Внеклассное мероприятие по русскому языку Язык мой-друг мой


План внеклассного мероприятия по русскому языку учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары ЧР Мизуровой В.Н.
Встреча команд знатоков русского языка
Оформление: алфавит (современный и с Þ, θ, γ), надпись « Язык мой – (друг, враг) мой ».
Домашнее задание:
раскрыть скобки в названии нашей встречи, выбрать слово. Аргументировать свой выбор (сценка, подбор поговорок и пословиц и т.п.);
подготовить 3 вопроса по теме для противника.
Ведущий: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф решил пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развиваются культуры народов. При помощи языка мы получаем науки и получаем знания, объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, миримся, получаем, вдохновляем на подвиги, выражаем радость, ласку, объясняемся в любви ».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился купить самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. На удивление Ксанфа он ответил: « А что на свете хуже языка. Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лицемерят, лгут, обманывают, хитрят и ссорятся. Язык делает людей врагами, может вызвать войну, приказывает разрушать города и даже целые государства. Он вносит в жизнь горе и зло, предает и оскорбляет. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать ответ Эзопа.
А теперь послушаем ваше мнение о языке. Итак, кто (что) же он – язык, друг или враг?
Приветствие команд жюри и команды соперника (эмблема, девиз, название команд). 5 баллов
Проверка домашнего задания. 5 баллов
« Разведка боем » (каждое правильное слово – 1 балл, максимум – 3 балла).
А. Конкурс капитанов:
На доске:
жури кафе тире
текст тема теннис
депо рейс рейка
Написать звуками: [ж’ур’и], [кафэ], [т’ирэ], [т’экст], [т’эма], [тэн’ис], [р’эй’ка], [р’эй’c], [дэпо].
Б. Команды
Закончить фразеологизм (в виде «Брейн-ринга»). Сигнал – поднятая рука:
Ночью все (кошки серы).
Одна ласточка (весны не делает).
И все-таки (она вертится)!
У черта (на куличиках).
Почивать (на лаврах).
Последний (из могикан).
Дальше в лес (больше дров).
**Зарубить (на носу).
Невзирая (на лица).
А. и Б. выполнятся параллельно.
В. Продолжается конкурс капитанов.
По 3 вопроса каждому.
- ответил капитан – 3 очка;
- ответил капитан другой команды ( на «чужой» вопрос) – 2 очка;
- помогла команда – 1 очко.
Вопросы: 1) Что означало слово мотор 90 лет назад? (Машина, автомобиль). Блок: «Пролетает, брызнув в ночь огнями, тихий, темный, как сова, мотор».
Какой частью речи (в роли какой части речи) является слово «Есть!» в ответе военных? (Если «Слушаюсь!», то глагол. Но Л. Успенский утверждает, что это «замаскированное междометие». От yes (й’эс) из английского.)
Этот человек создал основу для русского научного и технического языков. Впервые эти слова были употреблены им: зажигательное (стекло), огнедышащие (горы), равновесие (тел), удельный (вес), негашеная (известь), кислота, квадрат, диаметр, минус, горизонт и др. (Кто он? Ломоносов).
Слово, которое придумал Свифт, и оно прижилось в языке? (Лилипут).
Что означало слово самолет при Петре I? («На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы», -- говорится в «Энциклопедическом словаре» Блокгауза и Ефрона (в статье 1903г.) о взятии Петром I крепости Орешек и г. Шлиссельбург. Самолет – быстроходный плот.)
Наведем мосты к биологам. Вспомним способы распространения семян растений. И ответим, какое растение у индейцев получило название «след белого?» (Подорожник. Европейцы завезли семена подорожника в Америку на своих грубых носках и подолах юбок.)
Назовите синоним слова зреть. (Видеть, смотреть; спеть).
Литературные синонимы к диалектным словам:
кочет (петух)
батожья (щавель)
мшара (болото)
вестимо (конечно, разумеется)
бахилы (сапоги)
яр (овраг)
люлька (трубка для курения)
…….
Назовите города на языке проживающих в нем людей: Париж (Пари), Стамбул (Истамбул)
Вопросы к командам.
Что означают фразеологизмы: китайская грамота и филькина грамота?
(Нечто недоступное пониманию; недействительный, неправильно составленный документ.)
« Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота ». (А.П.Чехов)
« Царский манифест оказался филькиной грамотой ». (А.Степанов)
В книге « Слово о словах» Лев Успенский приводит такой эпизод. Русская, немка и армянка сидят в ресторане за обедом. Внезапно падает большая суповая ложка. Русская: « Какая-то дама собралась к нам в гости». Немка: « Нет, мужчина». Армянка: «Ничего не понимаю. О чем спор?»
- Почему армянка не понимает сути спора. А вы поняли? ( В Армении, как и в Англии нет категории рода. В немецком ложка – мужского рода.) 3) Кончаловский в книге «Наша древняя столица» пишет:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Аз, буки, веди страшат, что медведи. (пословица)
И вы к сегодняшней встрече повторили старую азбуку. Задание: напишите на доске слова с буквами ер и ерь (Ъ и Ь).
4) В справочнике «Весь Петербург» 1916г. Люди с фамилией Федоров помещались в совершенно разных местах, одни – на стр. 396, другие – на стр. 805. Почему? (Фамилия эта писалась двояко и через θ, и через Ф.)
5) Еще один вопрос из истории языка. Назовите другую букву – пугало.
Þ (ять): вÞтер мир – «свет»
γ (ижица, иже) мγро – «благовоние»
Мрачная приговорка школьников прошлого: «Фита да ижица – розга к телу ближется».
6) «Ладушки, ладушки,
Где были?» -- поется в детской потешке.
Лада. Кто это? Или что? ( Лада – это любимый муж. Так, в «Слове о полку Игореве Ярославна: «О, ветер – ветрило! … Зачем мечешь ханские стрелы на воинов моего лады?)
А А.К.Толстой придает этому слову значение «милый сердцу»:
Порой веселой мая
По лицу вертограда
Среди цветов гуляя,
Сам друг идут два лада.
7) В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:
Все дружбу прекратили с ним
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
- Почему обижались на Онегина? ( Старики –помещики требовали от него почтительности, уважения.) 1 балл
- Как могла эта буковка выражать почтительность? (Это последний остаток от вежливого «государь» → «сударь» →су→с)
- Как называлось это присловье после букв? (Будьте внимательны, я, наверное, не зря открыла вам старую азбуку.)
(съ – слово+ер =словоер (сье))
Зачитать отрывок:
У Достоевского герой Снегирев-Словоерсов: « Словоер-с приобретается в унижении!»
8) Говорят, г-н Иванов долго путешествовал по Европе. Прибыл он в Лондон. В гостинице он так записал свою фамилию в книге регистрации посетителей: Ivanow, как делал во всех других странах (лат. буквами). Утром же он был очень удивлен, когда служащий гостиницы… Докончите фразу. (…назвал его мистером Айвеноу)
9) Мы с вами чебоксарцы, жители Москвы -- москвичи. Назовите жителей городов.
Венеции (венецианец)
Одессы (одессит)
Баку (бакинец)
Нальчик (нальчанин)→нальчане или нальчикцы
Киев (киевлянин)
Алушта (алуштинец)…
10)Замените слово стежка синонимом. (Тропинка, дорожка)
« Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки», -- поется в песне.
А у Льва Толстого читаем: «Стежка вывела прямо в болото».
А шаг иглы – стежок.
11)Вспомним числительные в русском языке: десять, два-дцать, три-дцать, но! Сорок. Объясните почему? ( В русском языке было и четыре-дцать, но оно исчезло. А сорок в русском языке сначала обозначало «очень много» (сороконожка), или (особое существительное при счете) количество меховых шкурок соболя на меховой мужской кафтан. Было существительное, употребляемое и при счете беличьих шкурок – сорочек. В русском языке сохранилось однокоренное слово – сорочка.)
В Москве сорок сороков церквей (очень много, четыре десятка).
12) Какие теории возникновения языка вы знаете? (природные)
«Вау-вау» -- подражание природе;
«ням-ням» -- из детского языка;
«ух-ух» или «бр-бр» -- теория непроизвольных выкриков.
13) Переведите на литературный русский язык предложение из речи охотников: «По полю бежал заяц, подняв пушистый цветок». («цветок» -- заячий хвост, «полено» -- волчий хвост, «правило» -- лисий)
14) Из письма Горького молодому рабкору: «На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве.… Вполне можно обойтись без насекомых». Назовите несколько таких «насекомых» Что имел ввиду Горький? (Это действительные причастия прошедшего времени.)
«Бомбардировка» противника. Вопросы от команд к противной команде. Очки – задающему и отвечающему.
Написать стихотворение.
Подведение итогов. Вручение диплома команде-победительнице.
Использованная литература
Л.Успенский. Слово о словах.
Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М., «П.», 1976.
Русский язык. Энциклопедия.
Словарь фразеологизмов русского языка.
Словарь названий жителей.
Словарь иностранных слов.
Словарь синонимов русского языка.