Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации

Химия 9 класс 13 октября 2016

Тема урока: «Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации».
Цель урока: изучение свойств кислот, оснований
Задачи урока:
обучающие: - актуализировать и углубить знания о ТЭД;
- рассмотреть свойства соединений в свете представлений ТЭД;
- сформировать у учащихся представление о сущности химических свойств кислот, оснований и солей;
- сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
развивающие: - совершенствовать умения работать с учебной литературой;
- применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;
- способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного п практического труда, работы в группах. Интереса к знаниям. Умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности

Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, штатив с пробирками, реактивы (растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин)

Структура и ход урока:

I. Этап урока №1. Актуализация знаний
- Дайте определения кислотам, солям и основаниям с точки зрения электролитической диссоциации.
- Напишите уравнения диссоциации кислот, солей и оснований, выбрав их из списка:
K2O ; H2SO4 ; NaOH ; MgCl2 ; Zn(NO3)2 ; Ba(OH)2 ; CO2 ; HNO3.(взаимопроверка)
- Какие признаки реакций ионного обмена вы знаете?
- Что такое ионное уравнение?
- Какими бывают ионные уравнения?

5 минут

II.Этап урока № 2. Выдвижение гипотезы
Постановка проблемных вопросов:
- Как объяснить тот факт, что кислоты, соли и основания вступают в реакции не со всеми веществами, а со строго определенными?
- Чем определяются свойства кислот, оснований и солей?
III. Этап урока № 3. Доказательство гипотезы
Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными реакциями. Мы делаем запись уравнений реакций в трёх формах: молекулярной, полной ионной, сокращённой ионной.
Химические свойства кислот

1.кислота + металл (стоящий до водорода в ЭХР напряжений)
HxR + Me
2HCl + Mg MgCl2 + H2 2H+ + 2Cl- +Mg Mg2+ + 2Cl- + H2 2H+ + MgMg2+ + H2

2.кислота + основный оксид
HxR + MexOy
2HCl + MgO MgCl2 + H2O 2H+ + 2Cl- +MgO Mg2+ + 2Cl-+ H2O 2H+ +MgO Mg2+ + H2O

3. кислота + основание
HxR + Me(OH)x
HCl + NaOH NaCl + H2O H+ + Cl- + Na+ + OH- Na++ Cl- + H2O H+ +OH- H2O

4. кислота + соль
HxR + MexRy
HCl +AgNO3 AgCl + HNO3  H+ + Cl- + Ag+ + NO3- AgCl + H+ +NO3- Ag+ + Cl- AgCl

Химические свойства щелочей

1.щёлочь + кислота
Me(OH)x + HxR
NaOH +HCl NaCl + H2O Na+ + OH- + H+ + Cl- Na++ Cl- + H2O H+ +OH- H2O

2.щёлочь + кислотный оксид
Me(OH)x + неMexOy
2NaOH +CO2 Na2CO3 + H2O  2Na+ + 2OH- + CO22Na+ + CO32- + H2O 2OH- + CO2 CO32- + H2O

3.щёлочь + соль
Me(OH)x + MexRy
2NaOH +MgCl2Mg(OH)2 + 2NaCl 2Na++2OH-+ Mg2++2Cl- Mg(OH)2 +2Na++2Cl- 2OH-+ Mg2+Mg(OH)2

Химические свойства солей

1.соль + металл
MexOy + Me*
Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu  Fe + Cu2+ +SO42- Fe2++SO42- + Cu  Fe + Cu2+ Fe2++ Cu

2.соль + щёлочь
( см. выше)

3.соль + кислота
(см. выше)


4.соль + соль
MexRy + MexRy
NaCl +AgNO3 AgCl + NaNO3 Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- AgCl + Na + +NO3- Ag+ + Cl- AgCl

IV. Этап урока № 5. Закрепление полученных умений и навыков
-В чем заключается суть реакций, протекающих в водных растворах?
- Что происходит с веществами в водных растворах?
- Всегда ли можно написать полное ионное уравнение реакции?
- Всегда ли можно написать сокращенное ионное уравнение реакции?
- Какие признаки реакций мы можем наблюдать?
V. Этап урока № 6. Подведение этапов урока
VI. Этап урока. Домашнее задание
Стадия «Рефлексия»
1.Я узнал(а) много нового
2. Мне это пригодится в жизни
3. На уроке было о чем подумать
4. На все вопросы, возникающие на уроке, я получил (а) ответы




Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 8Рисунок 10Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 18Рисунок 19Рисунок 21Рисунок 23Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 29Рисунок 32Рисунок 34Рисунок 37Рисунок 3815