Научно-методическая статья Приемы и методы анализа поэтического текста

Доклад на городском практическом семинаре

«Приёмы и методы анализа художественного текста»


Уважаемые коллеги, в широком информационном поле современных образовательных технологий одновременно и легко, и просто определить основные способы, методы и приёмы, благодаря которым выпускник школы способен создать идеальный авторский текст, в основе которого лежит анализ стихотворного текста.
Цель нашего семинара очень конкретна: выделить наиболее рациональные, практически очерченные, создающие ситуацию рождения мотивированной компетенции ученика, методы, подходы и способы решения данной методической задачи.
Поэтический текст – это способ организации речи, в основе которой лежит ритм и рифма. Доминантой поэтической речи является субъективная форма отношения автора к действительности. На первом плане – образ – переживание. При анализе стихотворного текста как схема применимо понятие «архитектоника» в изначальном его смысле, т.к. определение стихотворной речи – это ожидание ритма, рифмы, строфики, рифмовки и выделение лирического Я как основы всего перевоссозданного художественного материала объективной реальности.
«Искусство всегда воплощение, даже если неопределённое», - писал Брюсов В. (1912г.)
Действительно, определить, прокомментировать, выделить, обозначить все смыслы в поэтическом тексте порой очень сложно. Поэтому мы выбираем чаще не традиционный метод анализа, а такой, благодаря которому в учебном процессе подвигаем нашего исследователя, комментатора, рецензента, критика, читателя (т. к. эти роли ученика на уроке необходимо различать) к ситуации заинтересованного процесса постижения авторской концепции модели мира.
Чтобы понять объём педагогической задачи, стоящей на любом уроке по данной проблеме, стоит напомнить, что даже простое сведение основных понятий в рамки трёх традиционных уровней представления поэтического текста создаёт понимание объёма работы, её сложности и интегрированности. Словом, чтобы увидеть целостную эстетическую картину автора, мы обращаем, в первую очередь, своё внимание на внешнюю и внутреннюю структуру стихотворения в целом. Чаще мы называем это соединением формы и содержания.
Строфика: двустишие, трёхстишие, катрен, октава, сонет и т. д.
Размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дольник, количество пиррихиев, спондеев Особенности поэтического синтаксиса, звуковая организация в соединении с представлением времени и пространства, лексической мотивацией стилистики – это тот структурный каркас, на котором строится представление о лирическом образе, авторском замысле, главной проблеме, глубине эмоциональной оценки картины мира, об идеале автора, его скрытых, подтекстовых мотивах. Это тот смысл, который как код соединяет читателя с далёкой или близкой эпохой, открывает ему сущностные, глубинные понимания, к которым мы прикоснулись.
В современном литературоведении выделяют несколько методов анализа поэтического текста.
Традиционным, комплексным способом принято называть литературно – исторический комментарий.
Эта схема достаточно объёмна, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащегося, необходим углубленный подготовительный процесс, основа анализа формируется на представлении и выделении темы, идеи, образа автора как создателя и участника лирического текста. Поэтический строй языка определяется и фонетическими и синтаксическими, и , несомненно, лексическими семантическими единицами. Важными составляющими являются биографические и исторические сведения, интерпретация которых часто имеет сущностное начало. Чаще всего такой метод анализа сопряжён со схемой, планом, алгоритмом анализа.
Типологический анализ поэтического текста определяется рамками понятия, которое лежит в основе рассуждения.
Если таковой основой является жанр, то типичные черты этого жанра преломляются во всех аспектах работы. Например, жанр элегии как основной жанр поэтического текста доминирует в творчестве В.А. Жуковского, Батюшкова, присутствует в лирике М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, одним словом, в поэзии 19 века «песня грустного содержания» определила тип героя. Фридлендер в работе «Поэтический строй русской лирики» выделяет в элегии и основные черты лирического героя, и метод, который лежит в основе воссоздания действительности, он выделяет героя рефлексирующего, соотносящего себя в нескольких временных пластах (настоящем, прошлом), но эта соотнесённость расширяет границы будущего.
Метод в работе известного учёного определяется как способ движения лирического героя, лирического события в тексте, в частности, в элегии «Безумных лет угасшее веселье» (1830г.) время линейно, динамично, а в элегии «Славянка» (1815г.) панорама времени, событий, лирического чувства. Герой фиксирующий, рефлексирующий, «Что шаг, то новое в моей картине», доминирует размышление о России: «всё дело не во мне», как бы говорит герой, это модели пейзажа, которые оживают в сознании Если рассматривать типологию героя - странника, путешественника, она близка к типу сознания героя романтизма, т.к. мир земной и мир небесный в сознании соединяется как трансформация лирического героя – героя – посредника между идеальным и неидеальным, и не случайно мир небесный отражается в воде.
Необычайно важным, очень глубоким кажется нам культурологический подход.
Само понятие контекст в рамках этого анализа определяет разноуровневую соотнесённость художественного текста в синхронном и диахронном планах с религиозной трактовкой мироздания, с философскими концепциями, определяющими сознание определённой эпохи, исторические переломные , эпические составляющие времени появления художественного текста; исследователь соотносит информационную зависимость автора с эстетическими, философскими, религиозными моделями сознания, особенно выделяется такая соотнесённость в поэзии к. 19 – н.20 вв., к 20 – н. 21 вв. Мы присутствуем при рождении новых философских смыслов, связывая художественные поэтические тексты как итог этих выводов, или как трансформацию в сознании авторов лирических произведений. Поток философских представлений начала 19 века связан с именами Гегеля, Фейербаха, Канта. Так теория диалектического метода Гегеля, применённого им к теории познания, истории философии, философии истории, эстетике и религии коренным образом изменила и звучание поэтического слова. От возвышенной риторики скрытого, глубокого чувства, зависимого от эстетических представлений этого периода открыла духовные, взаимозависимые ценности. Так в балладах Иоганна Шиллера появляется вопрос о воспитании духа, эстетического воспитания. Это удачно было принято и русскими поэтами н. 19 в.
Начало 20 века в русской поэзии и философской мысли – это такое яркое соединение умов, которое рождает новые течения, направления, движения, группировки; такие сочетания, как В.Соловьёв и А. Блок, Д.С. Мережковский и В. Брюсов. Именно в этот период рождается такое явление, как декаданс, которое рождает строки:
Я ненавижу одиночество,
Я от него бегу, спеша.
Некоторые поэты стали рупором философских трактовок и гордились тем, что в обновлённой художественной форме могут представить её русскому читателю, такому растерявшемуся в этот период русского вселенского хаоса.
Образ героя – странника в контексте религии рассматривается как образ, предчувствующий апокалипсис, он ищет спасения, здесь доминируют христианские мотивы, пророческие ветхозаветные представления, граничащие с мифологической аспектностью.
Мотив странничества явно выделен А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин»; путешествие, духовное страдание, поиск себя, воскрешение – это по евангельскму представлению – путь не только к себе, но и к людям. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» А.С.Пушкин не полностью воспроизводит притчу Иисуса Христа о сеятеле (Евангелие от Матфея) «Бросал живительное семя, но только потерял я время» Эта строка идёт вразрез с притчей, где семя проросло на родной почве по – разному. Что это? Спор с христианскими представлениями о мироздании? Или спор с собой? Здесь множество «Пророк» А. С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова – то же ли это событие из книги пророка Исайи о преображении по воле божьей для пророческого служения. Конечно, это художественное, обновлённое представление о пророке в лице русского поэта.
В последнее время мы часто обращаемся к мотивному анализу, где степень ассоциаций рождает проникновение читательского интереса в замысел, порой скрытый, очень тонкий.
Мотив тревоги, дороги, поиска пути – это организация особого сообщения. Так в поэме
Двенадцать» А. Блока этот приём является чуть ли не определяющим в представлении хаоса мироздания, не то гула, не то музыки улиц. Интересными работами по данной теме являются работы Б. М. Гаспарова. Он утверждает, что глубинная структура поэтической речи, т. е. архитектоника произведения всегда строилась на наличии определённых кодов, символов, знаков, образов, обобщений. Они часто переходят из эпохи в эпоху, от поэта к поэту, но всегда звучат по - новому.
Каждое время определяет и выдвигает свой мотив.
Если говорить о философско – эстетическом подходе к анализу поэтического текста, то, в первую очередь, необходимо вести разговор о слиянии философских и эстетических представлений автора в целом, автора как создателя системы философских и эстетических ценностей. На первый план в прозе выходит (для большего наглядного сравнения) автобиографический герой, в лирике это соединение «Я» лирического в циклы, сборники (многотомные собрания), объединённые определёнными гранями мировоззрения автора, например, поэтический цикл А. А. «Белая стая» современен по определению себя как автора в мире вообще, поиск своего назначения, ответственности за сказанное слово:
Муза ушла по дороге,
Осенней см, узкой, крутой,
И были углые ноги
Обрызганы крупной росой
Сравнивая несколько произведений, мы приходим к выводу, что автор либо близок к реальности(реалист), либо отдаляется от неё (романтик), либо уединяется в памяти грустных элегических состояний, он здесь и тонкий психолог, готовый понять себя, и философ, которого «объяли оды».
М.Ю. Лотман в своём известном труде «Анализ поэтического текста» определяет структурализм в анализе как «особым образом организованный текст». Для него текст и произведение это понятия не тождественны. Внешняя архитектоника: черновики, биография автора, его переживания – это от первой до последней строки соединение знаков. Функциональность каждого из них может составить структуру.
Лексическая структура текста выводит на элегический, одический, сатирический тон высказывания, приёмов и способов воплощения семантики слова множество: антитетичность, синонимичность, архаизация и т.д. – всем знакомые представления текстов.
Структурирование, т. е. выстраивание рамки, таблицы в отношении фонетического и синтаксического уровня – многофункционально и, бесспорно, важно в анализе лирического произведения.
Лексика и синтаксис – основа стилистики авторского текста, романтика его, «серебристость» звучания, – по определению Ю.М. Лотмана.
Обусловленность, взаимосвязь элементов художественных частей текста , наличие фабулы или сюжета, внутреннего или внешнего конфликта – пути к структурированию композиции: художественное обрамление, кольцо, рамка, ретроспекция, градация.
Структурируется также и тип героя (странник, байронический герой, герой – пленник, художник, мечтатель, пророк). Герой сентиментален (в чём?), ангел ( как это проявляется?), бытовой тип (доказательствуй), мечтатель (выдели основные черты) – сопоставь с методом.
Наличие разных сюжетов также путь к структуре: реальный, символический, как категория, знак (дорога, путь, звезда), мифологический – это, конечно, может вызвать интерес у учащихся.


Заголовок 1 Заголовок 215