Литературная гостиная «Сонет-вершина поэтического творчества «Венок сонетов» В.А.Солоухина — размышление о смысле жизни»

Литературная гостиная «Классика»
Тема: «Сонет-вершина поэтического творчества
«Венок сонетов» В.А.Солоухина - размышление о смысле жизни»

Вступительное слово учителя.
На предыдущих занятиях нашего литературного клуба мы вели разговор о различных жанрах прозаического творчества писателей. О каких? Сегодня мы начнем знакомство с жанрами поэтического творчества. Назовите такие жанры.
Разговор начнем с самого высокого жанра поэзии – с сонетов. Мы постараемся разобраться в правилах, законах (т. е. железных канонах) этого жанра, создать собственное представление о сонете, поразмышляем о смысловой стороне произведения, сформулируем свою позицию, свое понимание важного, духовного, ценного, приобщимся к высокому, поэтическому искусству.
Тема занятия в нашем клубе сегодня «Венок сонетов» В.А.Солоухина – размышление о смысле жизни.»
Немногие поэты писали сонеты. Мы можем назвать классические имена: Петрарка, Данте, Шекспир, Пушкин, Бунин, Пастернак, Гамзатов. Они создали шедевры поэтического творчества.
Среди них и имя В.А.Солоухина. Кто слышал это имя? Кто читал его произведения?
В.Солоухин – своеобразный, самобытный писатель, поэт, публицист, лирик, романтик, историк, активный свидетель и творец современности.

Его творчество пронизано духовно – нравственным началом. Он проповедует идеалы Российской гражданственности, ратует за укрепление духовности, нравственности, за развитие национальной культуры. Независимый в своих воззрениях, суждениях, неоднозначно относившийся к политике партии, государства в 70 – 80 годы. Небесспорны его мысли, но заставляют задуматься о ценностях государства, народа, человека.
Советую прочитать :
«Капля росы»
«Владимирские проселки»
«Последняя ступень»
«Чаша»
Сейчас мы приблизимся к поэтическому творчеству Солоухина, задумаемся, поразмышляем.
2.Чтение «Венка сонетов»
- В чем поэтическая особенность сонетов ?
-В чем заключается «железный канон», закон, правило построения этого произведения?
-Какова форма? (2 классических строфы, 2 трехстишья)
«Теряя форму гибнет красота,
А форма четко требует закона»
Проиллюстрируйте этот закон, прочтите первую и последнюю строфу каждого сонета.
-Почему же произведение называется «Венок сонетов»?
-Чтение 15 строфы.
-Таково построение сонета, таков его поэтический закон.
-Сонет – вершина формы строгой и чеканной.
Вывод: итак, мы разобрались в технической стороне жанра.
Наша задача: вчитаться , вслушаться в содержательную, смысловую сторону сонетов.
-Как бы вы определили жанр этого поэтического произведения?
-Лирико – философская поэма.
- Какую духовную пищу дают нам эти стихи?
- О чем побуждают задуматься?
-О жизни, ее смысле, о Родине, о себе, о творчестве, о судьбе людей, о радости жизни, о ее глубине, богатстве.
-Что тронуло?
-Что запало в душу?
-Какое ценное зерно в этих строках?
3.Высказывания учащихся (по каждому сонету)
4.Резюме: поговорили о смысле жизни и все?
Что изменили? По большому счету, смысл жизни в познании мира, самого себя.
Для того чтобы сделать жизнь более справедливой и радостной, наипервейшее – сохранение нашего общего дома.
Но как сохранить планету и все живущее на ней, если перестает сегодняшнее поколение читать , ленится размышлять созерцать (во всем спешка добычи!)
Жажда одолела человечество. За уши надо отдирать человечество от потребительства, возведенного в смысл жизни.
Расхожая фраза «Красота спасет мир» - сладенькая ложь. Думается, что мир спасет стыд и совесть. Человек должен найти в себе силы, оглянуться, увидеть, что мы творим с землей, с детьми. Человека надо вернуть к простоте. Больше времени для духовного совершенствования. Только посредством духовного совершенствования человек, человечество может изменить свое отношение друг к другу и планете Земля.
Вывод: Духовное совершенствование – это великая сила.
Увы, процесс идет вяло. Не трудится душа.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Каждый понимает смысл жизни по-своему, и каждый по-своему прав.
Вопрос о смысле жизни – философский, и ответ зависит от воззрений человека.
(Ответ в 10 заповедях христианства.)
Смысл жизни – сохранить хоть маленький кусочек первозданной природы.
Смысл жизни – намеченная цель.
Смысл жизни – творчество.
Смысл жизни – дом, дерево, сын.
Смысл жизни – это сама жизнь и прожить ее надо честно, порядочно, с достоинством.
К чему зовет поэт?
- Что для нас важно в этих сонетах?

Остановись в этом стремительном беге жизни:
- вглядись
-прочти
-вслушайся
-поразмышляй
- действуй
- живи
Вывод:
- Что поняли?
-В чем разобрались?
-- Сонет – сложное, емкое, написанное по особым законам поэтическое произведение.
Имеет ли смысл его познать?
Прочитанное нами поэтическое произведение «Венок сонетов» - это поэтическое ощущение смысла жизни, законов ее развития во всех проявлениях:
- радости, печали, тревоги, эмоционального восприятия жизни.
-Что испытали вы?
-Наслаждение от прочитанного.
Захотелось приобщиться к высокому поэтическому искусству, духовно совершенствоваться.
Желаю, чтобы ваша душа трудилась, постигала возвышенное, не относитесь скептически к некоторым сторонам жизни, узнавайте, вчитывайтесь, размышляйте – просто живите, выполняя христианские законы.






15