Конспект урока Почва и полезные ископаемые


1 «а» класс
Тема: Почва и полезные ископаемые
Цели урока : в общем виде познакомить с понятиями « почва» и « полезные ископаемые»;
выяснить значение земной твердой оболочки, почвы для животных, растений
и человека; развитие кругозора и интереса детей к окружающему миру;
воспитание трудолюбия , бережного отношения к животным и растениям.
Оборудование: физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, образцы почвы,
иллюстрации и детские рисунки к сказкам
Ход урока.
Оргмомент.

Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа.
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь- вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей)
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались о чем идет речь и о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва и какие богатства есть в земной тверди.
III. Работа над новой темой.
_ Рассмотрите внимательно изображение (на слайде). Кто изображен на ней и что делает? (Мальчик на участке рыхлит почву.)
- Зачем он это делает?
- Чем можно рыхлить почву? ( лопатой, вилами, мотыгой – садово – огородным инвентарем.)
- Кто еще , кроме людей, может рыхлить почву?
- Дождевые черви полезное дело делают для растений?
- Можно ли в цветочный горшок помещать червей? Это будет на пользу нашим комнатным растениям?
- А еще что за животное нарисовано на рисунке?( крот)
Он полезен? Чем? ( Тоже рыхлит почву.но не совсем полезен, т. к. повреждает своими действиями корни растений и они могут погибнуть.)
Вывод: Для почвы – полезны, для растений – не всегда.- Как вы думаете, а почва что такое?( Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.)
-Вчера на экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Зачем? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.2.Практическая работа.
- Давайте рассмотрим кусочки почвы, которые лежат у вас на столах в коробочках:
- Какого цвета почва?
- Рассмотрите почву, можно сказать из чего она состоит?
- Для того, что бы узнать состав почвы надо проделать опыты.
Опыт 1
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
стакан,
вода,
комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы. Внимательно следите за водой стакана. На поверхности образовались пузырьки. Что это? Вывод?
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
Рассмотрите воду в стакане, какой она стала? что появилось на дне?
Вывод: в почве есть песок, глина.
Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
сковородка,
спиртовка,
стекло.
Ход опыта
Следите внимательно за почвой и сделайте вывод.
Вывод: в почве есть вода.
Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.
- Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
IV .Физминутка.
V.Продолжение работы по теме.
- Многие из вас очень любят булочки. А кто знает, откуда на нашем столе появилась булочка? Где берет начало ее путь к нашему столу?
5. –Наша земля богата, она дает нам не только урожай. Это еще и сокровищница. Какие сокровища она хранит в своих глубинах?( полезные ископаемые)
-Лампочка, хрустальная ваза, стакан – что общего между этими предметами?( Они сделаны из стекла)
-Какая связь существует между стаканом и речным песком?_ песок – основа стекла)- Гвозди, ножницы, ключи – что общего?( Они сделаны из металла)
- А откуда берут металл?( показ образцов медной и железной руды)
- А что вы думаете общего между бензином, духами и тканью?( Они сделаны из нефти. Показ учителем образца нефти.)Люди думают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных. Это очень важное, полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. Посмотрите на пробирку с нефтью.
- А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»?
- Отгадайте, что это такое:
Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров.
- Это каменный уголь.( Показ образца учителем)
Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета?
Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы.Из каменноугольной смолы делают лекарство.
6.Игра « Что из чего?»
- Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан.
Оконное стекло – песок.
Замок – металл.
Чайный сервиз – глина.
Синтетическая ткань – нефть.
Таблетки – уголь, мел.
Бензин – нефть.
Шариковая ручка- пластмасса, нефть.
Ножницы – железная руда.
Молодцы! как много всего вы знаете!V.Подведение итогов урока.
- О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое почва?
-О каких полезных ископаемых вы узнали?
-А кто и зачем их добывает?
- Без кого не появится булочка на столе?
- Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы поговорим о труде человека. Вспомните к следующему уроку различные профессии и пословицы о труде.