Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме Кто такие птицы?


Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тема урока: Кто такие птицы?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных;
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»;

Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1. Организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»).
2. Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Проверьте, готово ли ваше рабочее место к уроку.
Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.
-Скажите, какие правила нам нужно не забыть, чтобы очередное исследование прошло удачно, интересно и насыщено?
( Мы должны всё делать дружно. Во время обсуждения не забывать высказывать своё мнение и приходить к общему мнению. Когда отвечают другие, слушать ответ внимательно, помогать, исправлять ошибки и оценивать ответ товарищей.)
- Наблюдателями в нашем путешествии я назначаю наших гостей. Их задача, следить за выполнением этих правил.
Сегодняшний урок я хочу начать словами великого учёного Пифагора:
«Исследуй всё,
Пусть для тебя
на первом месте будет разум;
Представь ему руководить собой»С-1(закрой)
-Как, вы, понимаете эти слова.
(Ум поможет нам исследовать что – то новое о природе. Когда мы исследуем природу, открываем новые знания, развиваем свой ум.)
- Сегодня у нас урок открытия нового знания.
- Как открываем новые знания?
(Повторяем изученное, встречаем затруднение, решаем его, тренируемся в новом знании, проверяем себя для этого выполняем самостоятельную работу, оцениваем свою работу на уроке и товарищей.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
(работа в парах).

Цели: 1.Организовать актуализацию мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
2.Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3. Организовать обобщение актуализированных способов действий.
4. Мотивировать к выполнению индивидуального задания.
5. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
7. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Какие группы животных изучили на предыдущих уроках? (насекомые, рыбы).
Проведем блиц – опрос. Ответы давать сигнальными карточками.
Зеленая – да, красная- нет.
1.Муравей, пчела, стрекоза - насекомые?(да).
2.У насекомых три пары ног? (да).
3. Акула – речная рыба? (нет).
4. Рыбы живут в воде? ( да).
5.Паук – это насекомое?( нет).
6.Тело у всех рыб покрыто чешуей? (нет) акула, налим, сом
-У вас на партах лежат карточки. Вы будете работать в парах, выполняя это задание.
-Кружочками закройте рыб, квадратами - насекомых. Скажите, всех животных вы закрыли фишками? (нет)
-Кто остался?(птица)

- Как, вы, думаете, что будет объектом нашего исследования сегодня? (Птицы). Тема урока ( на доску повесь)
-Попробуйте дать определение: птицы – это
(Дети не могут выполнить задание).
- Что возникло? (Затруднение).
3. Выявление причины затруднения.
Цели: 1. Организовать соотнесение своих действий с понятием.
2. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых не достаёт для решения исходной задачи.

- Почему вы затруднились? (У нас не хватает знаний).
- Какой следующий шаг? (Мы должны решить затруднение).
Физкультминутка..С-2
4. Проблемное объяснение нового знания.
Цели: 1.Организовать постановку цели урока.
2.Организовать уточнение и согласование темы урока.
3. Организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания.
4. Организовать использование предметных действий с моделями, свойствами.
5. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
6. Соотнесение нового знания с материалом учебника.
7. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

-Какая цель сегодняшнего урока? (Выявить существенный признак птиц, по которому будем их отличать от других групп животных. Дать определение, кто такие птицы?
-Послушайте внимательно песню маленького цыпленка. С-3
Она поможет нам в нашем исследовании.Песня
-Какое первое предположение высказано о птицах? (летают)
Посмотрите на слайд. Бабочка, летучая мышь, стрекоза.
С-4
Что скажете?
А еще есть птицы, которые плохо летают, или совсем не летаютС-5
Значит можно сказать, что умение летать – это не существенный признак.
-Согласны ли вы с утверждением, что птицы поют?
Но поют так же дельфины, касатки. ..6
Это будет существенным признаком?
- Следующее предположение, птицы - вьют гнезда.
Но есть такие птицы, которые кладут яйца просто на камни, на землю..7
Вьют гнезда некоторые рыбы, вьет гнездо оса. 8
Вывод-то , что птицы вьют гнезда- это не существенный признак.
-Птицы несут яйца,
но яйца откладывают и крокодилы, и черепахи , и змеи.9
значит, и это не главное.
-Делаем вывод: птицы умеют летать, петь, вьют гнезда, откладывают яйца. А другие животные умеют это делать? (Да)
-Можем ли мы утверждать, что всё это не существенные признаки птиц?(да)
-Откройте учебник на странице 36. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что общего у этих животных? Умеют летать. Сравните летучую мышь и курицу.
Вывод: птицы - это.животные, тело которых покрыто перьями. Неслучайно их называют пернатыми10

- Какое у вас возникло затруднение? (Мы не могли назвать существенный признак птиц)
-Вы решили затруднение? (Да).
- Какой следующий шаг работы? (Потренируемся в новом знании).
-Рассмотрите на стр 36 рисунок большой птицы. Кто это? Как вы догадались что это голубь? Попробуйте назвать все части тела птицы.
На доске. Проговорите в парах друг –другу11
Зрительная гимнастика.12

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цели: 1.Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально, в парах, в группах.

- Теперь вы поработаете в парах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
-Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных - наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы будем исследовать перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные)..12
-Что общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).
-Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния
-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)
-Значит, перо легкое, там воздух.
-А теперь тихо встаньте, положите на ладонь перо и подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (оно легкое).

-Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).
-Сделайте вывод.
-Перья согревают тело птиц. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают.
13

- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Чаще всего птица погибает от голода и холода. Как мы можем помочь птицам? Сделать кормушку. 14 (закрой)

- Какой следующий шаг работы? (Мы должны проверить свои знания, выполнить самостоятельную работу и оценить её).
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цели: 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом.

На стр. 37 в учебнике,попробуйте узнать птицу: загадки.
У неё глаза большие
Хищный клюв всегда крючком
По ночам она летает
Спит на ветке светлым днем
(сова)
Кто в берете ярко-красном
В черной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё по дереву стучит
(дятел)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Черненькая шапочка и полоска шарфика
(синица)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет крохи собирает
(воробей)
прилетает к нам с теплом
путь проделав длинный
лепит домик под окном
из травы и глины
(ласточка)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цели: 1. Организовать выявление типовых заданий, где используется новый способ действия.
2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Карточка «Кто лишний?» ..15,16,17
Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов. Существуют птицы разные по окраске, размеру и образу жизни самая маленькая – величиной с пчелу, самая большая достигает 2,5 метров, птицы- великие труженики, уничтожая насекомых они сохраняют нам сады, и леса18
8 Рефлексия деятельности на уроке.
Цели: 1.Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
2. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке.
Оформление доски: дерево. птицы. (Дети прикрепляют на дерево птичек).
Если на уроке всё понял, был активным, не осталось затруднений –желтая птичка;
Если были затруднения, но смог их разрешить, был активным –красная птичка;
Если затруднения остались, был не совсем активен – голубая птичка.
Домашнее задание :
Смастерить кормушку.
Придумать сказочную историю по рисунку на стр.37
Прочитать вместе с родителями ещё раз текст на стр. 36-37




































15