Технологическая карта урока по теме Высшие растения. Отдел Моховидные

Ф. И. О. учителя: Хромова Татьяна Михайловна.
Должность: учитель биологии.
Образовательная организация: МБОУ – лицей №28 г. Орла им. дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина.

Технологическая карта урока
Тема:  «Высшие растения. Отдел Моховидные»

Тип урока: комбинированный
Цели: формирование представлений о моховидных как наиболее просто организованных высших растениях.
обучающие: знание особенностей строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума; различение на рисунках, таблицах и гербарных материалах органов моховидных растений; понимание роли воды в размножении мхов; описание процесса смены поколений в жизненном цикле мхов; знание значения мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.
развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, ставить вопросы и выдвигать гипотезы, объяснять различные явления, структурировать материал, делать выводы и защищать свои идеи.
воспитывающие: формирование у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.
Планируемые  результаты учебного занятия:
предметные:  
знать – особенности строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума, значение мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.
уметь – различать на рисунках, таблицах и гербарных материалах органов моховидных растений; понимать роль воды в размножении мхов; описывать процессы смены поколений в жизненном цикле мхов.
метапредметные:
регулятивные:  умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;
коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы;
познавательные:  умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов; навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
личностные:  потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности, эстетическое восприятие объектов природы.

Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный этап (1-2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, проверка домашнего задания.
Приветствие учителя.

личностные:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу
Постановка проблемы в виде просмотра иллюстраций различных моховидных
Работа с наглядным материалом
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этап целеполагания (1-2 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД: 
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность

Этап актуализации знаний (3 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий
Учитель задаёт вопросы учащимся: «Что вы знаете о мхах? Где мы можем встретить эти растения? Отличаются ли чем-нибудь они от ранее изученных растений?»
Воспроизведение полученных ранее знаний.
Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять мысли в устной форме.

Этап первичного усвоения новых знаний (5 мин)

Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организация деятельности учащихся: 
изучение материала в учебнике. 
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
Работа с текстом, иллюстрациями в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.
Основные термины: Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Ризоиды. Гаметофит. Спорофит. Смена поколений. Жизненный цикл. Торф
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Этап первичного закрепления знаний (5 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Ответы на вопросы учащихся.

Работа с текстом. 



Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли.

Этап включения в систему знаний и самостоятельной работы с самопроверкой (20 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Контроль самостоятельной работы учащихся

1. Выполнение лабораторной работы «Строение мха». При этом учащиеся самостоятельно формулирую цель работы. Работа включает в себя рассмотрение строения кукушкина льна и сфагнума. В ходе работы учащиеся выполняют рисунки, делают соответствующие подписи. В выводе работы формулируют обобщение об особенностях строения мхов.
Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, подводить итоги, работать с иллюстрациями.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативное УУД: умение работы  в паре (общение).

Информация о домашнем задании (1-2 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф, выучить термины из словаря; заполнить таблицу.

Д/з: §37
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2мин)

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии, подведение итогов лабораторной работы.

Вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.










13 PAGE 14- 4 -15

Учитель: Хромова Т. М.



15