Конспект урока по теме Отдел Моховидные 5 класс Пасечник


Класс 6.
Учитель: Плотникова Елена Петровна, МОБУ «Гимназия №3» г.КудымкараТема: Отдел Моховидные.
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания и видами мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.
Метапредметные: учащиеся учатся осмысленно работать с текстом и с полученной информацией, устанавливать соответствия, последовательность процессов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.
Основные понятия урока: моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, ризоиды.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Эти растения распространены на всех континентах, но предпочитают умеренный и холодный климат, высокую влажность воздуха.
Примерно 400 млн лет назад они первыми появились на суше.
Произошли они от разных групп водорослей.
В настоящее время известно около 25 тыс видов.
Что же это за растения?
Вам представлены гербарии этих растений.
Знаете ли вы их?
Как их можно назвать одним словом?
(Отдел Моховидные)
Что вам известно про эти растения?
(Ответы)
Что еще можно узнать про эти растения?
(Виды мхов, строение, размножение, значение)
Сегодня мы с вами познакомимся с представителями моховидных, и изучим строение, размножение и значение мхов.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Отдел Моховидных делится на два класса: Печеночники и Листостебельные.
Тело печеночников – слоевище, как у водорослей, а тело листостебельных имеет органы.
(слайд)
У многих имеются ризоиды мелкие корне подобные выросты для закрепления.
Познакомимся с первым видом мхов. Но сначала отгадаем музыкальную загадку.
(голос кукушки)
Правильно – это кукушка.
(слайд-картинка)
А это зеленый мох «кукушкин лен». Объясните название мха. Что общего с кукушкой?
(сравнение- на шесте сидит кукушка)
А почему называется лен?
(ответы)
Растение похоже на лен.
Познакомимся со вторым видом.
Но сначала тоже разгадаем загадку. Перед вами кусочки земли, рассмотрите их и определите, что же это такое?
(ответы)
Это торф, а это торфяной мох сфагнум. Почему же его называют торфяным?
(ответы, чтение текста Значение сфагновых мхов, стр. 184-185)
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.
Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной
В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!
Как это можно объяснить?
Какое свойство мха в этих примерах представлено?
(ответы)
Это бактерицидные свойства.
4. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа.
Вам необходимо изучить два текста «Строение сфагнума» и «Строение кукушкиного льна» и сравнить их, установив соответствие. Для этого вам надо начертить таблицу и заполнить ее.
(самостоятельная работа)
Проверка с карточками.
5. Первичное усвоение новых знаний. Изучение размножения мхов.
(Просмотр модели.)
6.Первичное закрепление знаний.
Восстановите текст, установив последовательность процессов.
(работа с карточками)
Проверка выполненного.
Почему на слайде выделена капля воды?
(ответы)
Для размножения мхов обязательно нужна вода.
7. Обобщение знаний.
Выделение общих признаков мхов.
Количество видов 25 тысяч
Имеются органы –это высшие растения
Есть специальные приспособления– ризоиды
Размножаются при помощи спор
Распространены в сильно увлажненных и даже заболоченных местах
Низкорослые
Большинство из них многолетние растения
Составление синквейна про моховидных.
(объяснение)
(ответы учащихся)
8. Информация о домашнем задании.
Рисунок сфагнума и мха.
9. Рефлексия.
Почему на экране мальчик веселый?
Ему понравился сегодняшний урок.
А вам?