Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ — 10 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Успенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №___
от_________________ 2016 г.
____________ Н.Н.Данилова

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ А. Н. Черных
Приказ №_____
от________________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е. В. Утицких
Рабочая программа
учебного элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания
в рамках подготовки к ЕГЭ»
10 класс
Рабочую программу составила
учитель истории и обществознания
_________Н.Н. Данилова
Успенка-2016г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089; авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ред. академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова) (М.: Просвещение 2013), а также учебного пособия «Обществознание. 10-11 класс» (авторы Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013).
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек, Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
Основу данной программы составляют:
- понимание, что обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе;
- осознание учащимися, что предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Цель: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- преобразование содержание теоретического материала в более доступную для восприятия учащихся форму;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности
-выявление наиболее существенных признаков социальных объектов и явлений;
-поэтапное усвоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой),
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
Программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» объемом 34 часа в год, по 1 часу в неделю, изучается в течение всего учебного года.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В современной внешнеполитической ситуации в настоящее время все более актуальными становятся вопросы международной политики, знания о развитии политических процессов в современных государствах.
Элективный курс призван помочь учащимся понять сущность процессов и явлений, характеризующих демократические политические режимы и противоположные им, существующие в современном мире, разобраться в сложных государственных законодательных, исполнительных системах. Курс помогает учащимся выработать собственную гражданскую позицию, умение сформулировать и научно обосновать свою точку зрения по актуальным вопросам международной и внутренней политики нашей страны.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения рассматриваемых тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Элективный курс является актуальным в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов используемого учебно-методического комплекса.
Данный элективный курс способствует:
-формированию учащегося, как целостной, всесторонне развитой личности;
-формированию у молодого поколения чувства гордости современной Россией, патриотизма и гражданской позиции;
- воспитанию у обучающихся социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности;
- формирование у обучающихся запроса на новую информацию;
- выработке способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.

Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения учебного элективного курса " Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ " ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
В модели элективного интегрированного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» для 11 класса важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание эссе обществоведческого характера, решение практической части заданий ЕГЭ, семинары и диспуты учащихся, что характеризует деятельностный принцип обучения.
Отличительной чертой элективного интегрированного учебного курса является целостность:
по содержанию обществоведческих знаний;
по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление общественных закономерностей, процессов и явлений;
по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предмета «Обществознание» объединяется для качественной подготовки к ЕГЭ;
по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Особенностью элективного курса является его направленность на гуманизацию, понимание сущности современной позиции России на международной арене, на воспитание обучающихся с активной гражданской позицией, любящих и уважающих свое Отечество.
Содержание учебного курса
Общество
Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.
Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.
Познание
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.
Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Экономическая сфера жизни общества, Человек и экономика.
Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.
Социальные отношения
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.
Политика и право
Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Политический терроризм. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение .
Человек и закон.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Раздел Тема
занятия Количество часов Содержание занятия Дата по плану Дата
по факту
1 Общество как сложная динамическая система. Общество как система. Общество и природа 1 Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира. Представление о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия 2
3 Подсистемы общества, их взаимосвязь.
2 Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Экономическая, политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. 4
5 Понятие о социальных институтах. 2 Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Социальные институты современной России: их формирование и сущность.
6
7 Человек – существо биосоциальное. Человек: единство природного и социального.
Природа человека.
Человек как духовное существо.
2 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.
Природа как предпосылка выделения человека и общества.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. 8
9
10 Познание. Познание как деятельность.
Абсолютная и относительная истина.
Типы познания. Научное познание, социальное познание. 3 Роль знаний в жизни человека.
Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.
Чувственное и рациональное познание.
Многообразие путей познания.
11
12
13 Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры.
Искусство, наука, образование, религия, СМИ.
3 Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Культурное наследие и культурные универсалии.
Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. Правовые основы школьного образования. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 14
15
16
Экономическая сфера жизни общества
Типы экономических систем, факторы производства.
Отношения собственности.
Типы рынков.
Государство в рыночной экономике. 3 Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики.
Виды собственности.
Фирмы, рынок – основные институты современной экономики.
Производство, потребление, распределение. Основные ресурсы экономики. Роль государства в экономике. 17
18
19
20
21 Человек и экономика. Основы предпринимательства
Слагаемые успеха в бизнесе.
Менеджмент и маркетинг.
Банковская система.
Инфляция: виды, причины, следствия
Занятость и безработица.
Госполитика в области занятости.
5 Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика РФ. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции.
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды. 22
23 Социальные отношения. Классы как основа стратификации современного общества.
Социальный статус и социальная роль, социальные конфликты. 2 Историческое происхождение и типология классов. Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи.
Социализация, социальная норма, социальное неравенство, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция. 24
25
26
27 Политика и право Политическая система, институты политической системы.
Гражданское общество и правовое государство.
Система права: основные институты, отрасли права.
Избирательная система.
4 Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества, правового государства.
История развития и сущность гражданства.

Правовые отношения и их структура. Основные отрасли российского права.
Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Политическое участие граждан. Избирательное право, его происхождение.
28
29
30
Проблемы социально- политической жизни. Политическое поведение
Политический терроризм.
Политическая элита.
Политическое лидерство. 3 Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.
Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда.
Политическая элита и особенности её формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера. 31
32
Человек и закон.
Права и обязанности граждан РФ.
Гражданское право.
Семейное право, трудовое право. 4 Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов, права и обязанности. Трудовое законодательство РФ. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора.
33
34
Гражданский процесс.
Арбитражный процесс.
Уголовный процесс. Судебное производство
Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса и арбитражного процессов.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.