Доклад на тему: Развитие познавательных интересов учащихся.


Доклад
«Развитие познавательных интересов учащихся»

Учитель: Ковалёва Н.В.

Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Но как реально сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса. Как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?
Каждый урок строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учитель сообщает ученикам тему и цель урока или ученики формируют их сами. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлечённости школьников в учебную деятельность.
Сообщая тему урока, важно создать положительный эмоциональный фон. Так, если урок развития речи начать с чтения слов К.Г. Паустовского: «С помощью языка можно творить чудеса» - и предложить ученикам попробовать на уроке «создать чудо», то вдохновение просыпается, ученики с интересом берутся за дело.
Иногда тема урока сама по себе интересна ученикам, и тогда учитель может спросить, что учащимся уже известно по данной теме и на какие вопросы они хотели бы получить ответ на этом уроке. Таким образом, ученики сами ставят задачи урока.
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока. В этом поможет приём «создание проблемной ситуации». Так, при изучении темы «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих» школьники сталкиваются с противоречием: правило запоминают быстро, а на практике довольно часто допускают ошибки. Возникает вопрос: почему? Учащиеся пытаются объяснить это так: «Не всегда удаётся «почувствовать опасность» при написании слов в тексте». Тогда возникает следующий вопрос: как избежать этих ошибок? Учащиеся предлагают потренироваться в написании слов с новой орфограммой в определённой последовательности: слово, словосочетание, предложение, текст. Таким образом, учащиеся осознанно формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока.
При изучении математики стимулом познавательной деятельности может быть задача. Вместе с тем процесс её решения должен тоже стимулироваться. С этой целью мы используем систему задач, предусматривающую подготовительную работу и развёрнутое объяснение, а также элементы неожиданности и трудности, постоянно обращаем внимание на подборку готовых задач, их преобразование, составление и решение взаимообратных задач.
Ученики проявляют большой интерес к составлению и преобразованию задач. Составление обратных задач можно рассматривать как способ систематизации учебного материала, который приучает младшего школьника внимательно относиться к информации.
Средством активизации познавательной активн
·ости учащихся является диалог. Он предполагает подлинное сотрудничество учителя и ученика, в котором педагог не только учит, но и сам опирается на опыт школьника, раскрывает его, помогает извлечь из него такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, и тем самым обогащает этот опыт, вместе с учеником преобразует его на новой основе.
Например, на уроке окружающего мира по теме «Как из зерна получилась булка» можно провести речевую разминку (в виде диалога), в ходе которой проверяется знание названий разновидностей хлеба. Разминка строится следующим образом: учитель говорит предложение, первый ученик использует в качестве начала своего предложения конец предложения учителя и т.д.
Приведём пример.
Учитель. Я купила в булочной каравай. А ты?
1 – ый ученик. Вы купили каравай, а я – баранки. А ты?
2 – ой ученик. Ты купил баранки, а я – батон хлеба. А ты? И т.д.
Такое упражнение позволяет не только расширять словарь первоклассников, их представление о предметах окружающего мира, но и развивает умение слушать одноклассников, строить общую фразу, быть внимательным и др. Всё это предпосылки развития учебного диалога.
Средством развития познавательной самостоятельности учащихся является и игра, которая служит как бы переходным мостиком к учёбе, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность.
В качестве стимула к развитию познавательного интереса можно использовать и стихотворные образы. Они помогают заинтересовать школьников, научить их понимать, любить и охранять природу. При использовании стихотворных образов ученики легче усваивают природоведческий материал, самостоятельно пытаются разгадать тайны природы.
К приёмам, способствующим развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:
защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания;
задаёт вопросы, выясняя непонятное;
помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
ищет несколько решений поставленной задачи. А не ограничивается одним;
выбирает задания из поисковых и творческих задач;
осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.
Формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся можно в ходе:
сочинения сказки, например, на тему «Приключение ёлочной игрушки»;
проведение исследования, например, на тему «Как вырастить растение из черенка»;
подготовки докладов с презентацией, например, на тему «Женщины – космонавты»
участие школьников( с докладами, исследованиями) в конференциях, например, в краеведческой конференции;
участие в интеллектуальном марафоне младших школьников.
Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.

































15