Доклад на тему: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся


Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
Важнейшая задача учителей общественных дисциплин заключается в том, чтобы передать весь накопленный опыт предыдущих поколений молодежи, помочь им избавиться от пренебрежительного отношения к истории, людям.
История является одним из учебных предметов, который знакомит учащихся с процессом развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся – это необходимость. Роль учителя – не только научить детей самостоятельности, но и развивать интерес к предмету, применяя различные методы и приемы на уроках, чтобы учащиеся могли применять приобретенные знания на практике, быстро ориентироваться в потоке информации и извлекать нужную информацию из различных источников.
Одним из основных условий эффективности урока является совместный труд учителя и учащихся. Труд учащихся должен быть творческим.
Я работаю над методической проблемой «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории».
Цель моей работы:
- выявить и изучить эффективные методы и приемы развития познавательных интересов учащихся, развивать самостоятельность, логику уметь сравнивать, анализировать, составлять схемы, таблицы;
- обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по развитию познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- проанализировать общеобразовательную программу по истории 5-11классах;
- изучить учебно-методическую литературу с точки зрения поставленной цели;
- апробировать в процессе обучения различные методы и приемы развития познавательных интересов учащихся на уроках истории;
- проанализировать результативность проведенных исследований.
Объектом исследования выбрал процесс развития познавательных интересов учащихся на уроках истории.
Выдвинул гипотезу: если буду создавать условия для развития познавательных интересов учащихся с использованием различных методов и приемов обучения, сознательно и регулярно оптимизировать процесс обучения, это будет способствовать и улучшать повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Предметом исторической науки является социально-экономическая, политическая, культурная теоретико-идеологическая практика человечества. Человек будущего должен обладать такими знаниями по истории, которые позволять ему быть сознательным обладателем планеты, то есть понимать во имя чего он живет и трудится, и уметь если понадобится отстаивать свое мировоззрение, быть гуманным, противостоять шовинизму, расизму; он должен трезво оценивать современный этап истории человечества, своей страны и своего места в обществе. Методика знает много самых современных и традиционных средств обучения, с помощью которых можно воспроизвести исторические события и факты, которые предстают перед учащимися в ярких, запоминающихся образах.
Я работаю над методической проблемой «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории», целью которой является достижение положительных результатов при помощи применения различных методов и приемов на уроках. Учебный труд интересен, если он разнообразен. На уроке должны чередоваться различные формы деятельности. Лучшему усвоению материала способствует средства наглядности, опорные схемы, таблицы, ребусы, кроссворды, тесты. На своих уроках стараюсь применять их как можно больше.
Применяя в своей работе самые разнообразные методы и формы преподавания, можно добиться активизации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся: урок-лекция, урок-игра, различные конкурсы, викторины, КВНы, проектные работы, проблемные и познавательные задания.Работу в данном направлении начинаю с 5 класса. При изучении темы по истории Казахстана «Саки» в 6 классе использую таблицу «Саки и места их проживания». Выполните задание. Заполните таблицу. Ученики должны правильно заполнить таблицу.
Племена саков Место проживания
ТиграхаудаПо реке Мургаб
Парадарайа
В 5-6 классах ученики учатся составлять несложные схемы. Например, при изучении темы: «Кангюй»
206438515875Столица
00Столица

30740342603500
451167531115Количество войск
00Количество войск
207010107315Титул правителя
00Титул правителя
217868550165Кангюй00Кангюй
176911016954400412178516954400
31216598445500
195961084455Хозяйство
00Хозяйство

В 7 классе после изучения темы Тюркский каганат предлагаю учащимся самостоятельно составить опорную схему.
272161011430столица
00столица

4110990488950022250409652000
346392515494000
75946017145Территория
00Территория
451231017145Основатель государства
00Основатель государства

Тюркский
3493134198120003931285457190025596854571900 каганат
5720080121920007537458572500
2254885142240Основные племена
00Основные племена

468185516001900172974014986000
265176012319000407606511811000
После изучения раздела «Раннесредневековые государства на территории Казахстана» предлагаю продолжить схему государств, написать годы существования
4264660106680Тюргешский каганат
00Тюргешский каганат
2493010106680Западно-Тюркский каганат
00Западно-Тюркский каганат
168910106680Тюркский каганат
каганат
00Тюркский каганат
каганат

590296015938400387413515938400200723515938400
504571017399000315023417399000106425917399000
45504101136650024930101136650016891011366500
4007485190490019500851904900
506412513462000314960013462000109220013462000
В 8 классе при изучении темы «Реформы 1867-1868 годов» использую следующую таблицу.
Впишите, какие области вошли в состав генерал-губернаторства, указанные в таблице.
Генерал-губернаторства Области
Западно-Сибирское
Туркестанское
Оренбургское
В 9 классе можно использовать таблицу «Политика Советского государства»
Задание: Заполните таблицу, напишите основные признаки.
3983355177800Коллективизация
00Коллективизация
2059305177800НЭП
00НЭП
123825177800Военный коммунизм
00Военный коммунизм

346265520256500172974019304000
41452801860550086741018986500246443518986500517461518986500
Продразверстка Аренда земли Создание колхозов Конфискация
байских хозяйств
В 11 классе использую таблицу «Работа с цифрами». Учащиеся самостоятельно находят и записывают в тетради события, которые произошли в эти годы.
Например:
1643 год - Орбулакское сражение.
1824 год - принятие «Устава об Оренбургских киргизах (казахах)».
1643
1729 1710 1758
1822 1824
1867 1854
1837 1836
1865 1771
Также провожу работу с процентами.
29%
2%
67%
44%
95%
65%
36,6 98%
Учащиеся должны записать, что означают эти проценты.
Например: по переписи 1959 года казахи составляли в Казахстане всего 29 % населения.
При подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ применяю свою систему работы. Это-сравнение, анализ, прогнозирование, оценивание, доведение результатов до сведения учащихся.
Сравнение.
Наблюдая за работой ученика, я сравниваю его результаты по предмету с его прежними результатами и результатами других учащихся.
Анализ.
При анализе работ учащихся каждый учитель должен установить, почему результат по тестам того или иного ученика ниже, чем у других. Стараюсь определить пробелы в знаний. Указываю на причины, из-за которого ученик допустил ошибку, прорабатываю вместе с ним те вопросы, на которые он не мог ответить. Даю конкретные задания по устранению этих пробелов.
Прогнозирование.
В настоящее время каждый учитель должен прогнозировать, в состоянии ли тот или иной ученик сдать тест. По современным требованиям этим должен заниматься любой учитель-предметник. Я тоже стараюсь прогнозировать.
Оценивание.
Как свидетельствует накопленный опыт, оценивание учащихся по результатам тестирования на ЕНТ у нас существует. Если ученик набрал 21 и выше баллов он получает оценку «5», с 14 до 20 = «4», с 4 до 13= «3», ниже 4= «2». На своих уроках после каждой главы провожу тест, но оцениваю по своей шкале оценок.
Довожу результаты до сведения учащихся.
Проведение диагностики положительно влияет на учащихся. На специальном стенде по подготовке к ЕНТ, устанавливаю результаты учащихся после каждого тестирования. Эта информация оказывает воздействие на заинтересованность учащихся. Слабые стараются набирать больше баллов, ориентируясь на более сильных. У них появляется заинтересованность к учебе.
Учитель не должен забывать, что главным объектом в школе является ученик, с определенными возрастными и психологическими особенностями. Необходимо использовать все методические приемы и средства, чтобы вызвать у учащихся интерес к предмету, что станет стимулом в накоплении знаний, в стремлении к достижению глубоких и прочных знаний по истории.
Использование на уроке и во внеклассной работе исторических игр развивает самостоятельное творческое мышление, познавательные интересы учащихся. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Но самое важное - это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего учащихся не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, оценивать. В ходе игры даже самые слабые ученики, незаметно для себя, активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять. Победителями чаще всего бывают не те, кто много знает, а те, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее отвечать.
Труд и умение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют развитию познавательных интересов учащихся, формированию характера, воли и интеллекта.