Статья Историческая экскурсия как средство активизации познавательных интересов учащихся


Историческая экскурсия как средство активизации познавательных интересов учащихся
Современные события вызывают в обществе большой интерес к истории вообще и к истории родного края особенно. Это необходимо для того, чтобы правильно оценивать происходящее вокруг нас и с нами, для воспитания патриотизма, гордости за прошлое нашего края и его жителей, для сохранения и использования лучших традиций наших предков при решении проблем современности.
Знакомство с религиозными, историческими, культурными памятниками, с традициями и обычаями наших земляков – все это дает историческая экскурсия. На экскурсии учащиеся воочию видят исторические объекты, получают о них информацию в большем объеме, чем это дает учебник, лучше понимают значение исторических событий, у них формируется определенное отношение к историческим личностям, фактам, учащиеся дают им собственную оценку, у них появляется возможность представить себя участником тех событий.
Трудно переоценить значение экскурсии для изучения истории. Но результата можно достичь только при соблюдении методики проведения исторической экскурсии. Поделиться опытом по этому вопросу – это и есть цель данной статьи.
Вопрос о месте и значении экскурсии в учебном процессе всегда интересовал педагогов. Например, Д. О. Лордкипанидзе, известный педагог ХХ столетия, писал:
«Экскурсия отличается от урока главным образом тем, что предусматривает организацию обучения в условиях непосредственной реальности».
Таким образом, это позволяет определить следующие функции экскурсии:
-реализация дидактического принципа связи теории с практикой;
-реализация принципа наглядности обучения;
-повышение научности обучения.
Методика проведения экскурсии выделяет три этапа:
1) подготовка экскурсии;
2) проведение экскурсии;
3) обработка материала и подведение итогов.
На первом этапе учитель определяет тему экскурсии, ее цель, выбирает объекты для изучения, ставит задание перед учащимися. Например, при изучении в 8 классе событий ХVI-ХVIIвв. я организовала экскурсию на о. Хортица с целью расширить знания учащихся об основании Запорожской Сечи, о жизни, быте, обычаях запорожцев, ощутить дух казацкой эпохи. Это будет способствовать лучшему усвоению изученного материала. Объектом экскурсии стал историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь».
На этом же этапе прошла организационная работа по вопросу транспорта, договоренности с экскурсоводом в г. Запорожье и т. д..
Задание экскурсии зависит от ее вида.
1) Опережающая экскурсия – проводится накануне изучения новой темы. Так, например, в 11 классе была организована экскурсия в Донецкий областной краеведческий музей для сбора материала к уроку «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Перед поездкой учащиеся были поделены на группы и изучали определенные направления:
1группа –«Мобилизационные мероприятия».
2группа –«Эвакуация первых месяцев войны».
3группа –«Движение Сопротивления на Донетчине».
4группа–«Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков».
Нужно было видеть, с какой ответственностью учащиеся подготовили групповые отчеты, какие фотографии и видеофильмы использовали, как подробно рассказывали об освободительной операции в Донбассе, применяя при этом собственноручно изготовленную схему операции.
2) Тематическая экскурсия – например, экскурсия на о. Хортица проводилась с целью расширить знания учащихся по новой теме.
3) Комплексная экскурсия, которая проводится в конце учебного года с целью обобщения знаний и умений. Например, учащиеся 9-го класса совершили поездку в г. Умань в парк «Софиевка», который является памятником садово-паркового искусства конца XVIII – первой половины XIXст., и учащиеся познакомились с ним во время изучения культуры этого периода.
На подготовительном этапе и во время экскурсии важно уделить большое внимание инструктажу учащихся по вопросам техники безопасности во время проезда в транспорте, соблюдения ПДД на дороге.
Сама экскурсия состоит из таких структурных элементов, как:
-мотивация учебной деятельности;
-актуализация чувственного опыта и опорных знаний;
-восприятие форм и внешних особенностей объектов.
Тут важно помнить правило: показ преобладает над рассказом! Кроме рассказа, можно использовать такие методы, как объяснение, беседа, демонстрация. И еще несколько советов:
-помните, что экскурсия – не прогулка, а составляющая учебного процесса;
-рассказывайте только о том, что можно показать;
-не превращайте экскурсию в лекцию, приобщайте учащихся к работе;
-не делайте длинных пояснений, не вводите много новых названий, имен, дат;
-придерживайтесь всегда темы экскурсии, не отвлекайтесь на второстепенные вопросы.
После экскурсии учителю обязательно нужно в процессе беседы обобщить и систематизировать полученные знания, подвести итоги деятельности учащихся.
Особое внимание нужно уделить оформлению результатов работы, о чем учащиеся предупреждаются заранее. Учитель может предложить такие виды работ:
-выпуск стенгазеты;
-подготовка докладов, рефератов по теме экскурсии;
-изготовление альбомов фото, слайдов;
-подготовка компьютерных презентаций и т. д.
Например, учащиеся 11 класса по материалам экскурсии в краеведческий музей провели семинарское занятие для директоров школ г. Макеевка «Изучение истории нашего края (Наш край в годы Великой Отечественной войны)».
Учащиеся 8-го класса подготовили фотоальбом «Запорожская Сечь», а 9-го - фотоальбом «Софиевка», которые используются сейчас на уроках как наглядные пособия.
Дайте учащимся возможность решать, какой именно отчет они подготовят. Например, ученики 11 класса провели дополнительную работу при изучении истории нашего края в годы Великой Отечественной и подготовили интервью с участниками тех событий, на урок принесли вещи тех времен: солдатскую пилотку, солдатскую кружку, боевые награды и даже документ – благодарность нашей землячке с подписью самого И.В. Сталина. Этот урок стал незабываемым для всех, кто на нем присутствовал.
За последние годы мною были организованы экскурсионные поездки в Киев, во Львов. Ученики нашей школы в Краснодоне познакомились с деятельностью «Молодой гвардии», видели золотую скифскую пектораль в Донецкой картинной галерее, спускались в соляную шахту в Соледаре, посетили музей истории и развития Донецкой железной дороги.
Все эти экскурсии стали для учащихся стимулом лучше изучать историю как предмет, гордиться историческим прошлым нашего народа, заниматься краеведческой работой, расширили кругозор учеников, способствовали патриотическому воспитанию.
Кроме того, такие поездки способствуют улучшению отношений между учениками, формированию ученического коллектива, дают эмоциональный заряд, улучшают отношения между учащимися и учителями.