Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Обувное дело

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида с. Развильное

ПРОФИЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОГРАММА ПРОФИЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

«Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы». Под редакцией кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника А.М. Щербаковой. Москва «ИЗДАТЕЛЬСТВО НЦ ЭНАС» 2001.


ОБУВНОЕ ДЕЛО. 4 – 9 классы

Автор С.П. Князев

Пояснительная записка

Программа предусматривает подготовку учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 и 2-го разрядов обувщика по ремонту обуви (согласно тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий) и возможность дальнейшей специализации после обучения в ПТУ на производстве пошива обуви, а также участие в системе индивидуальной трудовой деятельности.
При комплектовании трудовой группы для обучения обувному делу следует учитывать:
интересы и склонность учеников к данному профилю;
особенности психофизического состояния, моторики движений;
производственное окружение в муниципальном округе;
особенности специализации профессионально-технических училищ, куда будут направляться на дальнейшее профессиональное обучение выпускники.
Правильный подбор при комплектовании групп на основе наблюдения за учениками на уроках ручного труда в 1 – 3-х классах обеспечивает успешность учебно-воспитательного процесса при условии индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
При распределении учащихся в учебные мастерские следует обратить внимание на то, что обувное дело является достаточно сложной профессией. Поэтому не следует направлять детей с ярко выраженными нарушениями моторики, пространственной ориентировки, психопатоподобным поведением, так как работа на оборудовании требует концентрации внимания, организованности и соблюдения особых мер безопасности труда.
При организации обучения следует учитывать требования, предъявляемые профтехучилищами, где в дальнейшем будут обучаться выпускники, или предприятиями, где они будут работать.
Задачи программы:
формировать трудовую деятельность учащихся и повышать на этой основе общий уровень развития;
развивать речь учащихся на основе их практической деятельности;
воспитывать организационные навыки планирования работ с использованием технологической документации производства обуви;
обучать технико-технологическим процессам обувного дела как в ручном труде, так и с использованием промышленного и учебного оборудования;
вырабатывать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
вырабатывать осознанные, достаточно прочные профессиональные приёмы работы с материалами, навыки обращения с инструментами, машинами, приспособлениями, приёмы самоконтроля, позволяющие следить за правильностью выполненных операций;
учить рационально использовать материалы и электроэнергию.
Обучение обувному делу при необходимости следует связывать с учебным материалом, изучаемым на других уроках, осуществляя межпредметные связи. В свою очередь, учителя общеобразовательных предметов должны работать с учётом того, что их ученики овладевают определённым профилем обучения. Например, на уроках математики ученики решают задачи, рассчитывая расход материалов, необходимое количество деталей, количество гвоздей, время разогрева клеевых плёнок, зарплату рабочего; на уроках естествознания при изучении природных промышленных ресурсов страны следует особо останавливаться на сырье для изготовления материалов, оборудования и инструментов для обувного производства; на уроках истории учитель знакомит учащихся с отдельными статьями трудового права и законодательства о труде, изменении моды в разные века; на уроках русского языка составляются рассказы о профессии обувщика, проводится словарная работа с использованием терминологии обувного производства.
В процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся, развитие жизненной позиции на основе использования практической направленности обучения с опорой на чувство коллективизма.
Программа рассчитана на 4 этапа.
1 этап – 4-1 класс.
Пропедевтический период. Психолого-педагогическое изучение детей в процессе труда. Решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профильному обучению.
Основными задачами на данном этапе являются:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой деятельности;
освоение понятий: материал, инструмент, операция, изделие.

2 этап – 5 – 6-е классы.
Отработка основных профессиональных навыков мелкого ремонта обуви.

3 этап – 7 – 8-й класс до второй четверти.
Отработка основных профессиональных приёмов и навыков среднего ремонта обуви.

4 этап – 8-й класс со второй четверти и 9-й класс.
Формирование профессиональных трудовых навыков крупного ремонта и полного пошива обуви на основе обобщения ранее изученных знаний и приёмов работы.
Программа 9-го класса может использоваться при обучении учащихся как в школьной обувной учебной мастерской, так и на базе обувного предприятия.
Для каждого этапа характерны определённые методические приёмы, учитывающие специфику обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Начиная с пропедевтического периода, важно осуществлять психолого-педагогическое изучение учащихся с тем, чтобы направленно вызывать их интерес к занятиям, внимание к объектам труда и желание освоить данный вид трудового обучения.
С пропедевтического периода обучения используется образец изделия в виде объекта работы, эскиза, рисунка. Обязательно применяются предметно-технологическая карта, таблицы, показывающие приёмы работы с инструментами, инструкции по безопасным приёмам работы.
Для поддержания положительной мотивации, которая обусловливается общим эмоциональным фоном, учитель подбирает интересный образец изделия, отвечающий эстетическим требованиям, удобный в работе инструмент, учит рациональной организации рабочего места.
Объяснение учебного материала должно быть чётким и носить исчерпывающий характер, чтобы учащийся мог спланировать работу и самостоятельно её выполнить. По возможности учебный материал связывается с жизнью.
В 5-м классе предусмотрено ознакомление учащихся с простейшими приёмами и операциями. Весь инструмент (нож, ножницы, шилья, кусачки и т.д.), которым предстоит работать учащимся в 5-м классе, должен быть хорошо заточен учителем. При регулярном соблюдении этого правила у учащихся вырабатывается привычка работать именно таким инструментом, а в дальнейшем они сами сразу же примут необходимые меры, если им попадётся неисправный инструмент.
В 6-м и в последующих классах программой предусмотрено сообщение более сложных технических и технологических сведений (свойства и применение кожи, резины, пенополиуретана, пенополиэтилена, картона, металла, а также пространственная разметка). Практическая работа на оборудовании и приспособлениях осуществляется по специальному графику. К самостоятельной работе на машинах допускаются учащиеся, не имеющие соответствующих медицинских противопоказаний.
На завершающем этапе обучения в 8 – 9-х классах учащиеся должны проявлять достаточную самостоятельность, планируя предстоящую работу по образцу изделия. Учащиеся самостоятельно подбирают материалы, составляют технологические карты. Полезно использовать пособия обобщающего характера: виды соединений верха обуви с деталями низа, виды ниточных швов, история обувного производства, альбомы с образцами материалов.
Необходимо также знакомить учащихся со схемами и устройствами машин, станков, приспособлений, применяемых в мастерской.
По окончании каждой четверти проводится самостоятельная работа и её анализ. Тему работы задаёт учитель.
По окончании учебного года проводится контрольная работа и по её результатам вносят соответствующие коррективы при обучении учащихся тем или иным приёмам работы, а также подбор соответствующих объектов работ.
Данная программа даёт навыки самообслуживания: ремонт обуви в домашних условиях, пошив домашней обуви, ремонт кожгалантерейных изделий.
Освоение программы даёт достаточную подготовку для продолжения обучения в ПТУ обувного профиля.
Особое значение имеет использование данной программы в интернатах, так как ремонт обуви, пошив комнатной обуви и ремонт кожгалантерейных изделий продлевает срок службы перечисленных изделий.
15