Развитие логического мышления на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Развитие логического мышления на уроках математики в коррекционной школе VIII вида
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся коррекционных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике в нашей школе носит предметно-практическую направленность, оно тесно связано с жизнью, с другими предметами.
Математика является одним из самых сложных предметов. Чтобы как-то увлечь детей этой наукой я много внимания уделяю занимательной математике. Занимательная математика принадлежит к числу самых любимых разделов для моих учеников. Решая ее нестандартные своеобразные задачи, дети ощущают интуитивно величие и красоту математики, развивают логическое мышление, начинают понимать другие разделы. Занимательная математика пробуждает у учащихся коррекционной школы наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы.
На уроках математики я обязательно решаю различные задачи на смекалку.
Ребусы.
+ (Часы)
О=ЕУ+ (Секунда)
(Час)
еР (Время)
(Вершина)
*,5* 6*5**4*1*3*7
+3,*4-*8*4 + 2*9 - 895*
7,38 2856 1011 5*75
Математические квадраты.
Математические квадраты я использую, как средство развития умения вычислять и рассуждать. Использую такие задания:
Проверьте, будет ли данный квадрат математическим:
8
18 4
6
10 14
16
2 12
Докажите, что квадрат не является математическим:
12
27 9
18
15 21
24
3 18
Задачи на смекалку.
Даны числа 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9.Что больше: их сумма или
произведение?
Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек
шло в Москву?
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Одной семье у каждого из братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
Одно яйцо варится 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя, Даша играли смячами.Подпиши, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше, чем мяч у Даши.
В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16
цветов из них. Ответь на вопросы, подчеркнув нужное слово «Да» или «Нет»:
• Был ли среди них хотя бы один георгин?
• Была ли среди них хотя бы одна астра?
Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, напиши четыре двузначных
числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов.
Головоломки с палочками.
Задания:
- на составление заданной фигуры из определенного количества палочек;
- задачи на изменение фигуры;
- задачи на смекалку, решение которых состоит с перекладыванием палочек с целью видоизменения заданной фигуры.
Тестовые вопросы.
Тест №1
Число 86
Назовите число, больше 86.
Назовите число, меньше 86.
Представьте 86 в виде суммы двух равных слагаемых.
Представьте 86 в виде суммы неравных слагаемых.
Тест №2
Разность чисел 68 и 2 равна:
а) 34; б) 96; в) 66;
2) если первый множитель равен 4, а произведение равно 24, то второй множитель равен:
а) 96; б) 5; в) 6;
Тест №3 «Угадай фигуры»
Шесть одинаковых граней, двенадцать одинаковых ребер, восемь вершин – это…
куб;
параллелепипед;
пирамида.
Три стороны, три угла, один из которых прямой – это…
треугольник прямоугольный;
треугольник равносторонний;
треугольник остроугольный.
Три угла, три стороны, две из которых равны, - это…
равносторонний треугольник;
равнобедренный треугольник;
треугольник остроугольный.
Математическая эстафета.
Члены двух команд по очереди записывают решение примеров, но
вместо ответа ставят букву, соответствующую этому числу, которую находят в таблице.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
б к д и ю м ы ц о л е о
540 : 90 = 360 : 60 =
630 : 70 = 810 : 90 =
800 : 80 = 600 : 60 =
360 : 30 = 240 : 20 =
81 : 27 = 540 : 180 =
320 : 40 = 640 : 80 =
420 : 60 = 630 : 90 =
2. Вычислите значения выражения:
I. (8640:8 + 5250:5 – 130):3 =
II. (9810:9 – 7560:7 + 290) х 4=
Учащиеся каждого ряда решают свой вариант в тетрадях. Поочередно к доске выходят ученики для выполнения, следующего действия. Выигрывает тот ряд, который быстро и точно выполнит задание.
Формирование геометрических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления. На уроках геометрии я стараюсь использовать занимательный материал:
игра с палочками,
игры «Танграм», «Пифагор»







«Составление фигуры зайца по образцу»
«Сосчитайте, сколько здесь треугольников?»






«Сколько четырехугольников содержит фигура?»



«Сосчитайте, сколько на рисунке пятиугольников»