ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и отработка наиболее эффективных педагогических технологий»


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Изучение и отработка наиболее эффективных педагогических технологий»
преподавателя специальных дисциплин А.М. Кравцова

2016 г.
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение и отработка наиболее эффективных педагогических технологий» преподавателя специальных дисциплин А.М. Кравцова
В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что в XXI веке меняется роль образовательного учреждения в жизни общества и меняются подходы к обучению. Фигура преподавателя уже не является центральной в учебном процессе, новое время выдвигает личность обучающегося, его интересы и потребности, на первое место. В соответствии с этим необходимо обновлять содержание и методику преподавания, технологии, используемые в обучении, методы оценки деятельности учеников.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как преподаватель специальных дисциплин, могу назвать следующее:
-личностно-ориентированное обучение;
-деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
-использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
-учет потребностей обучающегося и местного сообщества;
-мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;
-формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося).
В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение технологии интерактивного обучения и активные методы обучения.
Технология интерактивного обучения - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Применение данной технологии обеспечивает эффективное управление группой в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Применение активных методов обучения и технологий интерактивного обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал занятий по специальным дисциплинам. Эффективная организация занятия, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому студенту, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья обучающихся. Элементами здоровьесбережения выступают и сама структура занятия, приемы подачи нового материала и техники его отработки, современные обучающие технологии, в том числе интегративное обучение. Следующий важный аспект, которому я уделяю постоянное внимание на занятиях и во внеурочное время - использование информационно-коммуникационных технологий. Их применение повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения специальных дисциплин, т. е. обучение во взаимодействии.
В своей практике я использую различные обучающие программы, мультимедиа-презентации и учебные Интернет-ресурсы. Эти цифровые образовательные ресурсы обладают большим обучающим потенциалом и обеспечивают развитие не только академических умений, но и повышение коммуникативной культуры учащихся в целом, обеспечивая тем самым новый уровень качества образования.
Особенно широко я пользуюсь мультимедиа-презентациями, созданными в программе Power Point. Они просты в изготовлении и позволяют создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Кроме того, созданные самими обучающимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков и умений.
Огромным образовательным потенциалом обладают ресурсы сети Интернет. Они позволяют организовать комплексное развитие общих и профессиональных компетенций через различные виды деятельности, в том числе проектную и исследовательскую, способствуют формированию умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в техникуме - это на сегодняшний день требование времени.
Использование современных образовательных технологий
Преподаватели ОГАПОУ "Ютановский агромеханический техникум" ежегодно разрабатывают и проводят большое количество открытых уроков, применяя наглядные пособия, плакаты, тесты, дидактический материал, используя современные образовательные технологии. При проведении занятий применяются различные активные формы и методы обучения, такие как: деловые игры, ролевые игры, уроки-дискуссии, урок-аукцион, бинарные уроки, мозговые штурмы и т.д.
В связи с внедрением ФГОС СПО используются модульные технологии- использование и обязательное внедрение модульно-рейтинговой технологии обучения, создание портфолио достижений обучающихся, разработку контрольно - оценочных средств по профессиональным модулям.
Методы проектов, модернизации, исследования - применяется во всех реализуемых в техникуме профессиональных образовательных программах: в теоретическом обучении, в рамках курсового и дипломного проектирования, в формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Метод моделирования - применяется в преподавании социально-экономических дисциплин при моделировании практических ситуаций с целью реализации практико-ориентированного подхода в обучении, в преподавании специальных дисциплин для решения профессиональных задач.
Метод дебатов - основной метод семинарской формы проведения занятий. Метод применяется в таких формах проведения занятий, как деловые игры в дисциплинах общегуманитарного и социально-экономического цикла, общепрофессионального и специального циклов.
Технология критериально-ориентированного обучения – в основе, которой лежит дифференцированный подход к усвоению обучающимися содержания дисциплины, что позволяет добиться достижения всеми обучающимися заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которых невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности обучающегося.
Проблемно-поисковые - проведение бинарных уроков и др.
Проблемный метод обучения - коллективное решение проблемных задач, производственных ситуаций, рассмотрение проблем
Элементы личностно-ориентированных технологий (при изучении всех дисциплин, индивидуальный подход Амоношвили)
Исследовательские методы обучения - эксперименты, занимательные опыты,
доклады, рефераты, курсовые работы, выполнение рефератов по собственным исследованиям
Проектные технологии: курсовое проектирование - самостоятельная поисковая работа с использованием интернет-ресурсов преподаватели, подготовка презентаций по различным проблемам. (при изучении спецпредметов, при написании выпускных квалификационных работ в виде творческого проекта);
Информационно-коммуникационные технологии – где используют видео-презентации, видео-лекции по всем дисциплинам, в организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, в организации внеурочной работы, в организационной деятельности техникума, компьютерный контроль в процессе обучения, тестирование используется лабораторно-компьютерный практикум (проведение виртуальных лабораторных работ, мини-исследований) мультимедийные презентации при изучении темы, использование интернет-ресурсов позволяет внедрять в учебный процесс различные стили обучения:составление отчетов по практике, рефераты, доклады, поиск информации, создание сайтов, работа в электронной почте. (ИТК обучение, программированное обучение)
Здоровьесберегающие технологии - при изучении всех дисциплин (пятиминутка).
Производственные технологии- экскурсии на предприятия
Развивающее обучение – Эльконин, Давыдов
Коммуникативные технологии (межпредметные связи, бинарные уроки)
Тестовые технологии – применение тестовых методик (опыт Испалько)
Лекционно-семинарско-зачетная система
Обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа, малые группы
Система инновационной оценки «Портфолио» находится в стадии разработки преподавателями и кураторами для определения овладения ОК студентами при проведении экзаменов (квалификационных).
Игровые методы обучения: деловые игры, ролевые игры,
игровые занятия, походы, экскурсии.
Основной целью моей деятельности я ставлю создание оптимальной системы обучения, позволяющей создать условия для формирования и развития у студента научных знаний, умений и навыков, соответствующих государственным требованиям к уровню подготовки обучающихся по моим предметам, создание на базе полученных знаний целостной картины окружающего мира. Это достижимо, если обучающиеся не заучивают механически предложенные знания, а глубоко понимают и воспринимают их. Именно такого глубокого осознанного усвоения знаний я и стремлюсь добиться. Кроме этого, моей целью является привитие интереса к предметам, развитие личности обучающегося, воспитание умственной самостоятельности.
Электротехника – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у обучающихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала обучающихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета, т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы занятия, включается создание образов воспринимаемых предметов, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной деятельности, внимания обучающихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.
Мне хотелось бы, чтобы, окончив техникум, студент приобрел бы не только теоретические знания но и практические умения, и понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с легкостью, оперируя полученными знаниями и умениями, объяснить все происходящее вокруг него.
В моем распоряжении имеется кабинет-лаборатория, необходимая мебель, некоторый набор лабораторного и демонстрационного оборудования. Из средств обучения использую наглядные пособия, , диаграммы, дидактический материал, разноуровневый раздаточный материал, учебную литературу: учебники, пособия.
Всё оборудование мною используется в процессе работы, кое-какое приходиться делать самому, привлекая к этому студентов, но в этом есть и положительные стороны.
Я постоянно работаю над оформлением кабинета. Здесь имеются различные стенды, которые периодически обновляются. Студенты обеспечены учебниками, постоянно пополняю свою методическую копилку раздаточным материалом, тестами, заданиями для контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые составляю сам. Работаю над повышением своего педагогического мастерства. Принимаю участие в работе МК преподавателей дисциплин профессионального цикла. Посещаю открытые уроки преподавателей, многое беру на вооружение. Сам даю открытые уроки. Периодически прохожу курсы переподготовки. Последние курсы я проходила в апреле 2014 года, которые помогли найти более эффективные средства и методы работы со студентами.
Администрация техникума создаст по мере своих сил необходимые условия для моей деятельности. Посещая уроки, дают полезные советы, рекомендации.
Под учебно-воспитательным процессом высокого качества я понимаю такое обучение, когда преподаватель четко знает, чего конкретно он хочет добиться от студента на одном данном занятии, в течение года и всего курса, и, сотрудничая со студентом, уважая его как личность, применяя различные методы и средства, получает в результате своей деятельности от каждого обучающегося максимально возможный результат.Для получения такого результата я использую следующие методы обучения и воспитания:
- стремлюсь мотивировать познавательную деятельность обучающегося, в первую очередь за счет развития интереса к преподаваемому материалу;
- добиваюсь осознанного восприятия знаний.
- организовываю творческие и самостоятельные работы на занятиях;
- организовываю работу обучающегося с обучающимся и источником знаний;
- стремлюсь создать ситуацию успеха;
- строю взаимоотношения с обучающимися на основе уважения к личности с одной стороны и требовательности с другой;
- регулярно использую повторение изученного материала.
Для мотивации деятельности обучающегося в начале изучения каждой темы, я стараюсь пробудить познавательный интерес, приведя примеры того, как важна в нашей современной жизни данная тема и как важно обучающимся самим знать то, что мы будем в ней изучать, задавая вопросы, на которые они не могут ответить, но которые заинтересуют их. Кроме того провожу все эксперименты, какие возможны с имеющимся оборудованием. Это очень сильно подогревает интерес и помогает понять изучаемую тему.
Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность студентов, стимулировать их творческую самостоятельность. В этом помогает использование ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. Применение на занятиях тестовых тренажеров помогает студенту усвоить большой объем информации, повысить активность на занятиях, уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации, управлять познавательной деятельностью студентов. Активно используя в обучении тестовые тренажеры можно достигать высоких результатов качества обученности по дисциплинам.
В процессе педагогической практики, работая с обучающимися, имеющими разный уровень подготовки, столкнулся с главной проблемой – как же сделать занятия более интересными и повысить интерес к предмету. Ведь социальный заказ предполагает обеспечить каждому студенту возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами.
Таким образом, я убедился, что в процессе обучения складываются противоречия между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.
Формы уроков, используемые мною, таковы: урок изучения и усвоения нового материала, практическая работа, комбинированный урок, конференция, урок по обобщению и закреплению знаний. Основной метод, используемый мною на уроках изучения и усвоения нового материала объяснительно-иллюстративный, он у меня получается лучше всего, но в силу того, что деятельность обучающихся на таких занятиях весьма ограниченна, я применяю и частично-поисковый, и поисково-исследовательский методы. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-исследований, учебных конференций. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ. Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих занятий своя специфика, цели другие. Но есть занятия, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сам или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств обучающихся в процессе их практической деятельности в компьютерной среде.
С 2013 г. работаю над темой самообразования «Изучение и отработка наиболее эффективных педагогических технологий». Разработал перспективный план самообразования. Подготовил отчёт по теме самообразования в 2014-2015 учебном году. В докладе рассмотрены как теоретические, так и практические вопросы по теме. С 2013-2014 учебного года являюсь куратором группы по профессии Слесарь по КИП и А. Задача куратора не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу студента, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я поставил перед собой как куратор. Уделяю внимание работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания, посещаю трудные семьи, провожу индивидуальную работу. Изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат. Мои занятия и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей. С первых дней пребывания в техникуме, выясняю уровень личной, нравственно–волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением группы как коллектива.
Преподаватель, сколько бы лет не работал, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого преподавателя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств преподавателя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски занятия.
Одной из главных задач я считаю, является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данное время продолжаю работать по теме самообразования, так как считаю, что она актуальна в настоящее время. Продолжаю работу над пополнением методической копилки и дидактического материала.
Представленный опыт работы по теме «Изучение и отработка наиболее эффективных педагогических технологий»  является результатом педагогической работы в течение 3 лет.
 
 
 
 Литература:
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.-816 с.
Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Учебное пособие в двух книгах-книга 1, Челябинск, ЧГПУ-2012.-411 с.
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебн.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.-368 с.