Статья Применение игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В очередной раз при подготовке к урокам я мучаюсь вопросом. Как заинтересовать детей? Как провести урок, что бы он был интересным, познавательным, но в то же время не утомительным. Вот здесь и приходят мне на помощь игровые технологии.
Каждый школьник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача учителей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в младшем школьном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в средней школе. В школе ученик должен быть готов к мыслительной деятельности – так как с каждым годом программа усложняется.
Усвоению достаточно сложных знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Школа должна быть конкурентно-способной, престижной, это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска новых технологий, методик, роста педагогического мастерства учителя на педагогическом и управленческом уровне.
Решая образовательные задачи в широком смысле слова, школа обеспечивает различные виды деятельности – внеклассная работа по предметам, кружковая работа, работа с одаренными детьми- участия в школьных и областных олимпиадах, предоставляя широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение игр, которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
«Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский.
 А. С. Макаренко отметил, что «Игра в учебном процессе- это дидактический и социально важный «вид активности», воспитывающий «умение коллективно реагировать, коллективно действовать»
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Она успешно применяется в дошкольном воспитании, школьном обучении в различных формах. В соответствии с областью применения игрового подхода в обучении ведутся разработки различных педагогических игр. Игра с её обучающей задачей, облечённой в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов ещё на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Эдуард Сеген (1812- 1880), Декраш (1871- 1932), Мария Монтессори (1870- 1952), Блехер Ф. Н (1945), Сорокина А. И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память детей.
Одна из первоочередных задач современной школы- добиваться глубоких прочных знаний, предусмотренных программой: научить каждого учащегося рационально пользоваться ими, овладеть соответствующими умениями и навыками. Следовательно, перед педагогической наукой и школьной практикой стоит актуальная проблема разработки путей интенсификации всего процесса обучения, и ведущее место здесь занимают педагогические игры.
Быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни общества, расцвет рыночных отношений, способствуют формированию и развитию конкурентоспособных кадров. В современной производственной сфере большое значение имеет качество образования человека, только высокообразованный специалист может добиться высоких постов управления и сохранить своё рабочее место. Поэтому каждый человек должен быть сам заинтересован в своём образовании, у него должно сформироваться положительное отношение к учению.
Формировать положительное отношение к учению необходимо с начального этапа обучения в школе, так как оно выступает ценнейшим мотивом учебной деятельности школьников. Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться и в старших классах. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
По этому поводу Ф. Н. Блехер говорит, что включение в урок игр делает процесс обучения более лёгким, интересным и занимательным, играя, дети не замечают, что упражняются в приобретении каких- либо навыков, знаний, умений.
Как видно, игра на деле может быть не только понятным времяпровождением, но и технологией образования. Игра- это природный механизм биологической эволюции. Запретить человеку играть – всё равно, что запретить ему дышать. Поэтому игнорировать игру опасно.
Известный психолог Л. С. Выготский отмечает, что: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуальности развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение, основанное на использовании игры, относится к таким методам.
Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников по однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.
Педагогическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, т. к. она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Педагогические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психофизических возможностей, и максимально развивать способности каждого. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Педагогическую игру можно успешно использовать на уроках и во внеурочной деятельности как средство коррекционно-воспитательной работы со школьниками, так и для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении, в серьёзную учебную деятельность.
Игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.



Следует разделять игры по виду деятельности:

- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социально-педагогические.

Для игр характерна:
-игровая направленность деятельности,
-насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами,
-наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.
Обязательным требованием к играм является их развивающее воздействие.
Вопрос изучения возможностей использования игр на уроках как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению и успешного обучения в старших классах, является очень актуальной.

Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Игра помогает мне как педагогу, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки и мнение других.

Как видно из вышесказанного, использование игр в обучении школьников необходимо.