Презентация Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного воспитания


Выполнила Якимова Л.Н.МКОУ Чикская СОШ №6Рефлексия как неотъемлемый аспект в духовно-нравственном развитии ребенка на уроках ОРКСЭ Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Душа и ум ребенка удивительно открыты именно в раннем возрасте к восприятию всего высокого и прекрасного.Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. 1000×1000 Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному селу, поселку и т.д., доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружающем обществе, уважение носителей других верований – их культур и религиозных традиций, коммуникабельность, ответственность, умение отвечать за свои поступки, принятие здорового образа жизни. 960×720Рефлексия. . Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. HD 2362×2362 Для чего нужна рефлексия?Если ребенок понимает:ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.Рефлексия — это самооценка Когда проводить?Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.ВидыСуществует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. I. По содержанию: символическая, устная и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.Виды рефлексии: II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.Виды рефлексии: III. По цели:ЭмоциональнаяОна оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".Рефлексию настроения и эмоциональности проводить легко. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук и т.д.Виды рефлексии: В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.Виды рефлексии: Рефлексия содержания материалаВот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.Как проводить:Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, с указанием вариантов:сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…я смог…меня удивило…мне захотелось… и т.д.Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).Виды рефлексии: Графическая: на доске таблица со знаками (как при инсерте)В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.Виды рефлексии: Три «М»Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.Акрослово ( например ДОБРО)Фразеологизм или пословицаПодберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.инсерт, синквейн, кластер, диамантаВиды рефлексии: На ОРКСЭ ребёнок учится состоянию осмысленной духовности, овладевает умением слушать и слышать партнера, высказать свое мнение (а этому способствует рефлексия как педагогический прием); что, в дальнейшем, позитивно сказывается на его развитии. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность, т.е. постепенное осознание устойчивых духовных потребностей, формирует нравственное становление личности. 700×519картинки про школу для детей детского сада.