Оценка качества духовно — нравственного развития и воспитания учащихся 4 — х классов в контексте требований ФГОС

Доклад по теме:
« Оценка качества духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 4-х классов в контексте требований ФГОС »

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10: Гуськова Марина Николаевна

Одно из главных направлений оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС – это личностные результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе обучения, а также обеспечение комплексного подхода к оценке этих результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к оценке качества достижения планируемых результатов.
Для успешной реализации данных требований необходимо ставить проблему изучения состояния реальных результатов воспитательной деятельности учителя, изменений, происходящих в сфере духовно-нравственного развития каждого ученика в классе и условий вызывающих эти изменения. Чтобы выверить правильную оценку, необходимо знать начальный исходный уровень нравственной культуры школьников, периодически отслеживать и анализировать изменения в целях их дальнейшей коррекции и проектирования дальнейшего педагогического воздействия (Приложение 1).
И здесь важной задачей развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями, направленности к позитивной (созидательной) деятельности и поведению. Степень овладения ими у детей этого возраста различна. Это связано с общим развитием ребёнка, условиями семейного воспитания и его жизненным опытом.
Реализация развития воспитательного потенциала образовательного процесса позволяет создавать в классе благоприятную воспитательную среду (условия развития), что качественно повышает уровень готовности детей к самоопределению и самовоспитанию.
С точки зрения педагогической психологии, личность определяется «стоит на трех китах», а именно, тем: что она знает, что она ценит, что и как делает. Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил ребенок вследствие участия в той или иной деятельности, т.е. школьник приобрёл некое знание о себе, окружающем мире, пережил и почувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия. Дальше появляются, так называемые, вторичные результаты, у ребенка возникает потребность пережить и прочувствовать всё это снова и снова. Так формируется личность, задается направленность и нравственный смысл её жизнедеятельности.
Народная мудрость гласит: «Маленькое деревце, куда наклонишь, в ту сторону и расти будет». Очень важно, какую направленность задать ребенку в становлении его личности, в какую сторону направить её развитие. По сути вещей от направленности личности зависит и внутренняя мотивация поступков, выбора действий и поведения. Об этом ещё К.Д. Ушинский в своё время писал, насколько важно «научить детей любить красоту нравственных поступков».
Но как отследить воспитательный результат, те самые духовно-нравственные приобретения, которые получил младший школьник вследствие участия в той или иной деятельности?
Как определить (измерить) последствия личностного результата, т.е. меру достижений как эффекта воспитательной деятельности учителя и личностных достижений самого ребенка?
Диагностика достижений в области воспитания, в отличие от диагностики в области обучения многофакторная и многоуровневая, так как цели воспитания имеют широкий спектр воздействия и множественность трактовок. Это сильно усложняет задачу оценки.
Поиск диагностических методик, с помощью которых можно было бы с наибольшей точностью определить состояние воспитательного процесса, оценить личностные результаты привел нас к тому, что подход к оценке результатов и их качества должен быть комплексным и по содержанию, и по форме, и по уровню.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности, продуктивной социализации учащихся можно (условно) распределить по трем уровням:
Приобретение первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни, социальных знаний (об устройстве и общественных нормах общества, о формах поведения, социально одобряемых или, наоборот, порицаемых и т.п.);
Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта переживания (на уровне чувств) и позитивного отношения к базовым духовно-нравственным ценностям общества (Отечество, семья, мир, культура, сам человек, знания, труд и т.д.);
Получение начального опыта самостоятельной общественной деятельности и построения взаимоотношений с другими людьми.
Здесь надо отметить, что переход от одного уровня достижений к другому должен быть последовательным и постепенным. Так, например, для достижения первого уровня воспитательного результата взаимодействие учащихся с учителем имеет особую значимость, так как учитель для ребят данного возраста – непререкаемый авторитет, носитель положительного социального знания и жизненного опыта и поведения.
Для достижений второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребят между собой в дружественной социально защищенной среде на уровне класса. Младший школьник именно в таком близком социуме получает первичные практические ощущения, подтверждение личного опыта социального знания, поведения и, давая ему оценку, начинает ценить и любить его (по Ушинскому К.Д: «Любить красоту нравственных поступков»).
Достижения третьего уровня уходят за рамки класса, и даже школы. Для достижения результатов этого уровня взаимодействие школьника с другими людьми в открытой общественной среде, за пределами школы и семьи имеет особое значение. Только в самостоятельном общественном действии он не просто узнаёт, каким надо быть, а действительно становится таким.
Исходя из этих трех уровней, мы построили такую же трехуровневую модель оценки (Приложение 2) качества духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 4-х классов с учетом оценки их многочисленных личностных характеристик.
Обобщенную оценку этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся мы даем в ходе мониторинга исследований на предмет готовности учащихся 4-х классов к переходу на основную ступень обучения (Приложения 3, 4).

Литература
1. Под ред. А.Я. Данилюка Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей школ в двух частях, часть вторая – М., Просвещение, 2011г., 127с
2. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в трех частях
М.,: Просвещение, 2012г., 273с – (Стандарты второго поколения)
3. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ
М.,: Центр «Педагогический поиск», 2004г., 160 с
4. М.П.Нечаев, И.Э.Смирнова Диагностические методики классного руководителя – М., УЦ «Перспектива», 2008г., 96 с
5. В.П.Симонов Педагогическая диагностика в образовательных системах – М., УЦ «Перспектива», 2010г. 264 с
6. В.П. Симонов Урок: планирование, организация и оценка эффективности – М., УЦ «Перспектива» 2008г. 208 с



Приложение № 5

Многофакторная картина диагностики уровня развития
духовно-нравственной культуры школьника

Уровень культуры познавательной сферы учащихся:
Знание и понимание нравственных понятий и представлений;
Разнообразие интересов и досуг;
Кругозор;
Учебная мотивация.

Уровень культуры нравственной активности учащихся и поведения:
Ценностные ориентации;
Сфера интересов, направленность личности;
Субъектная (объектная) позиция школьника.

Уровень культуры коммуникативных и организаторских качеств:
Взаимодействие в группе;
Общение с учителем и другими взрослыми;
Общение со сверстниками;
Динамика межличностных отношений.

Общий уровень воспитанности (поведение) учащихся:
в общении
в деятельности
на уроках и внеурочное время





15